Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Тисленко М.О. на постановление административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 12 мая 2016 года и решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 29 июля 2016 года,
установил:
Постановлением административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 12 мая 2016 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Тисленко М.О. обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.
Определением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 16 июня 2016 года жалоба Тисленко М.О. на постановление по делу об административном правонарушении от 12 мая 2016 года направлена в Заельцовский районный суд года Новосибирска для рассмотрения по подведомственности.
Решением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 29 июля 2016 года постановление административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 12 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба Тисленко М.О. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Тисленко М.О. просит постановление административной комиссии и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить (или направить дело на новое рассмотрение). В обоснование доводов жалобы указывает, что постановление и решение судьи районного суда являются незаконными и необоснованными, подлежащими отмене.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.06.2012 N 640 приняты Правила благоустройства территории города Новосибирска.
Согласно абзацу 9 пункт 6.7 Правил запрещается ставить транспортные средства на территориях парков, скверов, на детских, спортивных, хозяйственных площадках, газонах и в иных не предусмотренных для стоянки (парковки) транспортных средств местах.
Административная ответственность за нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, установлена статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия Тисленко М.О. правильно квалифицированы административной комиссией в соответствии со статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
С указанными выводами судьи согласиться нельзя.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентировано, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 утверждены Правила дорожного движения, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 КоАП РФ.
Таким образом, привлекая Тисленко М.О. к административной ответственности за размещение транспортного средства в нарушение требований муниципального нормативно-правового акта, административная комиссия по существу разрешилавопрос, урегулированный на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, к административной ответственности Тисленко М.О. привлечен по статье 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", то есть за нарушение правил благоустройства.
Между тем, в силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях Тисленко М.О. отсутствует нарушение Правил благоустройства, за которое предусмотрена ответственность статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
В данном случае подлежали применению положения Правил дорожного движения РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, необходимо учитывать, что разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.19, частью 4 статьи 12.16 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил стоянки и остановки транспортных средств, находится вне компетенции административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска.
Таким образом, вынесенные в отношении Тисленко М.О. постановление коллегиального органа и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Тисленко М.О. состава административного правонарушения - пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 12 мая 2016 года и решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 29 июля 2016 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", в отношении Тисленко М. О. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.