Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Обуховой С.Г.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 08 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда Кировской области от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет муниципального образования "Город Киров" об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Кривобоковой Л.Н. N от "дата" незаконным.
Обязать муниципальное образование "Город Киров" назначить Кривобоковой Л.Н. пенсию за выслугу лет с "дата".
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кривобокова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Киров" о признании незаконным решения комиссии и назначении пенсии за выслугу лет, указав, что "дата" она обратилась в МО "Город Киров" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 23 Закона Кировской области от 08.10.2007 N 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области", как имеющая 20 лет 01 месяц 18 дней стажа муниципальной службы за период работы с "дата" по "дата". Решением МО "Город Киров" от "дата" N в назначении пенсии за выслугу лет Кривобоковой Л.Н. отказано в связи с отсутствием права на установление пенсии за выслугу лет лиц, уволенных в порядке перевода, так как увольнение в порядке перевода не предусмотрено Законом Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области" в качестве основания увольнения, дающего права на пенсию за выслугу лет. Просила признать незаконным решение МО "Город Киров" от "дата" N, признать за ней право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 23 Закона Кировской области от 08.10.2007 N 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области", обязать МО "Город Киров" назначить ей пенсию за выслугу лет с "дата".
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
С решением суда не согласна администрация г. Кирова, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Кривобокова Л.Н. была уволена с муниципальной службы в порядке перевода в УПФ РФ "дата", данное основание увольнения муниципальных служащих, дающее право на пенсию за выслугу лет, Законом Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области" не предусмотрено, что подтверждается судебной практикой, в частности, апелляционным определением Кировского областного суда от "дата" по делу N N. Ссылаясь на положения ч.3 ст. 2 указанного закона, считает, что действующим законодательством предусмотрены условия приобретения права на пенсию за выслугу лет муниципальными служащими, а именно перечень оснований для увольнения с муниципальной службы и наличие права на страховую пенсию по старости (инвалидности). Обращает внимание, что на момент увольнения истице было 47 лет, трудовая пенсия по старости ей назначена лишь с "дата", ее стаж на момент увольнения составлял 20 лет 01 месяц 18 дней (то есть менее 25 лет), что свидетельствует о невозможности применения ч.5 ст.2 указанного закона.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители администрации г. Кирова по доверенностям Орлова В.А. и Хитрина А.В. доводы жалобы поддержали, Кривобокова Л.Н. возражала против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Кривобокова Л.Н. в период с "дата" по "дата" работала в Октябрьском районном отделе социальной защиты населения г.Кирова в качестве инспектора, специалиста 2 категории, специалиста первой категории, ведущего специалиста. "дата" Кривобокова Л.Н. была уволена с муниципальной должности ведущего специалиста отдела социальной защиты населения по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г.Кирова на основании ходатайства начальника Управления (л.д. 9-13, 16-18).
С "дата" Кривобоковой Л.Н. назначена трудовая пенсия по старости, "дата" истец обратилась в администрацию г.Кирова с заявлением об установлении ей пенсии за выслугу лет (л.д.19, 21).
Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет МО "Город Киров" от "дата" N N в назначении пенсии за выслугу лет Кривобоковой Л.Н. отказано в связи с отсутствием права на установление пенсии за выслугу лет, лиц, уволенных в порядке перевода, так как увольнение в порядке перевода не предусмотрено Законом Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области" в качестве основания увольнения, дающего права на пенсию за выслугу лет (л.д. 22).
Стаж муниципальной службы Кривобоковой Л.Н. по состоянию на "дата" составляет 20 лет 01 месяц, 18 дней (л.д. 15).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что к данным правоотношениям подлежит применению п.3 ч.2 ст.2 Закона Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО, так как основанием назначения пенсии за выслугу лет является расторжение трудового договора по инициативе работника независимо от причин, побудивших его написать такое заявление; результатом такого перевода к другому работодателю является прекращение трудового договора с предыдущим работодателем и такой перевод невозможен без инициативы работника.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Такое пенсионное обеспечение осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих местных бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области" (далее по тексту - Закон N 521-ЗО) лица, замещавшие на 9 октября 1997 года и позднее должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы Кировской области, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, уволенные по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (с учетом положений, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи).
Следовательно, для возникновения у муниципального служащего права на назначение пенсии за выслугу лет необходима совокупность обязательных условий, определенных в статье 2 Закона N 521-ЗО.
В части 2 статьи 2 названного закона перечислены основания увольнения муниципальных служащих, дающие право на пенсию за выслугу лет, при этом в пункте 3 указано расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего.
Частью 3 статьи 2 Закона N 521-ЗО установлено, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность главы местной администрации), 3, 6, 10 и 16 части 2 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Согласно части 5 данной статьи, муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 настоящей статьи, до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее семи лет.
Как следует из записей трудовой книжки, Кривобокова Л.Н. с "дата" работала ведущим специалистом отдела социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Кирова и была уволена "дата" по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г.Кирова. При этом перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность являлся самостоятельным основанием для прекращения трудового договора. Аналогичное основание для прекращения трудового договора установлено пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО не предусмотрено такого основания увольнения с муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность.
Следовательно, отсутствует одно из обязательных условий для признания за Кривобоковой Л.Н. права на назначение пенсии за выслугу лет, что было учтено ответчиком при принятии "дата" решения об отказе в назначении истице пенсии за выслугу лет.
При этом на момент увольнения Кривобоковой Л.Н. с должности муниципальной службы ( "дата")пенсия по старости или по инвалидности ей не назначалась, что в силу положений части 3 статьи 2 Закона N 521-ЗО является обязательным условием для возникновения у муниципального служащего права на назначение пенсии за выслугу лет при увольнении по инициативе муниципального служащего, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 2 указанного закона. Пенсия по старости назначена Кривобоковой Л.Н. только "дата".
Положения части 5 статьи 2 Закона Кировской области от 02.04.2015 N 521-ЗО, устанавливающие право муниципального служащего на назначение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 2, до приобретения права на страховую пенсию по старости, в данном случае также не применимы, поскольку стаж муниципальной службы Кривобоковой Л.Н. на момент увольнения составлял 20 лет 01 месяц 18 дней, то есть менее 25 лет.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных Кривобоковой Л.Н требований отсутствуют, в связи с чем постановленное судом решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда города Кирова от 25 мая 2016 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Кривобоковой Л.Н. отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.