Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Костикова М.И.,
судей: Корнюшенкова Г.В., Науменко Б.И.,
при секретаре: Шапошниковой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Левченко Д.А. на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 10 июня 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Левченко Д.А. о признании незаконным решения начальника отдела военного комиссариата Калининградской области по городам Гвардейск, Полесск, Гвардейскому и Полесскому района от 15.04.2016г. N об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования - отказано.
Заслушав доклад судьи Науменко Б.И., объяснения представителя Левченко Д.А. по доверенности Замятина А.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, представителей военного комиссариата Калининградской области по городам Гвардейск, Полесск, Гвардейскому и Полесскому районам Капитановой О.М. и Красавина А.Н., возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левченко Д.А. обратился в суд с административным иском, указав, что при постановке на воинский учет и призыве на военную службу в 2005году он по результатам медицинского освидетельствования был признан ограниченно годным к военной службе (категория годности "данные изъяты"), т.к. была установлена "данные изъяты". Решением призывной комиссии Полесского района он был освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас. 28.01.2016г. он самостоятельно прошел медицинское освидетельствование в Я. и получил заключение, что "данные изъяты" не выявлено, поэтому 26.02.2016г. он обратился к ответчику с заявлением о повторном проведении медицинского освидетельствования в связи с улучшением состояния его здоровья, однако 29.02.2016г. ему было предложено представить дополнительные медицинские документы, а после их(выписки из амбулаторной карты и заключение врача- "данные изъяты") предоставления, 29.03.2016г. отказано по причине того, что обязательное повторное медицинское освидетельствование не предусмотрено Положением о военно-врачебной экспертизе (ВВК).
При повторном обращении 13.04.2016г., где им была указана причина необходимости проведения повторного медосвидетельствования - поступление на работу в учреждение федеральной противопожарной службы, 15.04.2016г. ответчик повторно ему отказал. Считает отказ ответчика в повторном медицинском освидетельствовании незаконным, ограничивающем его право на выбор деятельности(работа в учреждении федеральной противопожарной службе),поскольку смена категории годности требуется для допуска его к ведомственной ВВК, а также противоречащим п. 85 Положения о Военно-врачебной экспертизе, поскольку организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возлагается на военные комиссариаты субъектов РФ и отделы военных комиссариатов и п\п "а" п.3 Положения о ВВК согласно которой, на ВВК возлагается проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Просил признать незаконным решение ответчика от 15.04.2016г. и обязать его провести повторное медицинское освидетельствование истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв на жалобу представителя административного ответчика, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Левченко Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Калининградской области по городам Гвардейск, Полесск, Гвардейскому и Полесскому районам с 23 октября 2006г.
Решением призывной комиссии Гвардейского района от 23 октября 2006г. N освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе(категория годности "данные изъяты").
В настоящее время Левченко Д.А. не подлежит призыву на военную службу в связи с достижением возраста 27 лет.
13 апреля 2016года Левченко Д.А. обратился с заявлением в отдел ВККО о проведении его повторного медицинского освидетельствования с изменением категории его годности к военной службе, так как его состояние здоровья улучшилось, а установленная ему категория годности влечет для него негативные последствия -препятствует его поступлению на работу в учреждение федеральной противопожарной службы ГПС.
15 апреля 2016года исх. N письмом начальника Отдела ВККО N заявителю отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе со ссылкой на п.84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства от 04.07.2013 г. N 565., согласно которому граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Данным Положением обязательное повторное медицинское освидетельствование не предусмотрено и проводится в целях определения годности граждан к военной службе.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что Левченко Д.А. на момент обращения о переосвидетельствовании (13.04.2016г.) пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, является гражданином непризывного возраста, вследствие чего не мог быть призван для прохождения военной службы, соответственно оснований для оценки его здоровья и физического развития, а также изменения категории годности к военной службе у Военного комиссариата Калининградской области не имелось.
Заявитель, обращаясь в отдел ВККО не имел намерения исполнить воинскую обязанность и поступить на военную службу по контракту или в мобилизационный резерв, как это предусмотрено ст. ст. 5, 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и службе", а преследовал иную цель - оформление документов для трудоустройства, о чем он указал в своем заявлении, что не является основанием для возложения на Военный комиссариат обязанности по организации переосвидетельствования на предмет изменения категории годности к военной службе.
Кроме того, до достижения 27-летнего возраста Левченко Д.А. заключение о признании его ограниченно годным к военной службе и зачислении в запас не оспаривал.
С такими выводами согласиться нельзя, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ предусмотрено, что проведение мероприятий по медицинскому переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возложено на военные комиссариаты.
Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования также могут привлекаться военные врачи-специалисты. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 и п. 3 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Такое Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
В соответствие с п. п. 84, 85 указанного нормативного правового акта граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном п. п. 50 - 67 Положения.
Согласно п. 4 ст. 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
С выводом суда о том, что административный истец, обращаясь в отдел ВККО, не имел намерения исполнить воинскую обязанность и поступить на военную службу по контракту или в мобилизационный резерв, как это предусмотрено ст. ст. 5, 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и службе", а преследовал иную цель - оформление документов для трудоустройства, о чем он указал в своем заявлении, что не является основанием для возложения на Военный комиссариат обязанности по организации переосвидетельствования на предмет изменения категории годности к военной службе, суд апелляционной инстанции согласиться не может.
В соответствии с п.1 Положения о военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), в том числе и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и др.
Согласно п.п.а п.3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагаются:
проведение медицинского освидетельствования (далее - освидетельствование):
граждан, поступающих на военную службу по контракту;
граждан, поступающих на приравненную службу и других.
Исходя из того, что п.1 Положения о военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная экспертиза проводится и в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, такая служба является приравненной к военной службе и в соответствии с п. п. 84, 85 указанного нормативного правового акта граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности приятого судом первой инстанции решения, которое подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных Левченко Д.А. требований.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 10 июня 2016 года отменить и принять новое решение, которым признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата Калининградской области по городам Гвардейск, Полесск, Гвардейскому и Полесскому района от 15.04.2016г. N об отказе Левченко Д.А. в проведении повторного медицинского освидетельствования и обязать его провести повторное медицинское освидетельствование Левченко Д.А.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.