Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу А., поданную в интересах должностного лица Родина О.Н., на вступившее в законную силу решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 05 мая 2016 года, решение судьи Калининградского областного суда от 23 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора и лицензионного контроля Управления - старшего государственного инспектора РФ по Калининградской области Б. от 25 февраля 2016 года N директор муниципального унитарного предприятия "Эксплуатирующая организация Янтарный" Администрации МО "Янтарный ГО" Родин О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 05 мая 2016 года вышеуказанное постановление от 25 февраля 2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Калининградского областного суда от 24 апреля 2014 года решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 05 мая 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 09 августа 2016 года, заявитель просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 11 августа 2016 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении Родина О.Н., которое поступило в Калининградский областной суд 16 августа 2016 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении по доводам жалобы, нахожу состоявшиеся судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Эксплуатирующая организация Янтарный" Администрации МО "Янтарный ГО", директором которого назначен Родин О.Н. на период с 05.10.2015 года по 04.10.2016 года согласно распоряжения главы администрации МО "Янтарный городской округ" N от 05.10.2015, осуществляло безлицензионное водопользование недрами при добыче подземных вод (использование водозаборных скважин) для оказания услуг населению и иным абонентам.
Указанные обстоятельства не оспаривались Родиным О.Н. и его защитником и подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые были оценены судебными инстанциями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия должностного лица Родина О.Н. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Оспаривая состоявшиеся по делу судебные постановления, заявитель указывает на то, что директором предприятия предпринимались все меры по получению лицензии, вины предприятия во вмененном административном правонарушении не имеется, полагает, что в данном случае необходимо применить положения ст. 2.7 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений в силу следующего.
Отношения, возникающие в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
Согласно ст. 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации МО "Янтарный городской округ" от 07 сентября 2015 года N МУП "Эксплуатирующая организация Янтарный" была наделена статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО "Янтарный городской округ", в связи с чем с этого момента у предприятия возникла обязанность по оформлению специального государственного разрешения в виде лицензии для предоставления недр в пользование. Однако все последующие действия, направленные на оформление лицензии, стали совершаться указанным предприятием только в январе 2016 года.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным и ответственность по нему наступает с момента пользования недрами без соответствующей лицензии.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что директором предприятия предпринимались активные и достаточные меры для получения лицензии, судебным инстанциям представлено не было.
Также, вопреки доводам жалобы, не усматривается оснований для применения ст. 2.7 КоАП РФ, согласно которой не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа приведенной нормы законодательства усматривается, что для признания действий заинтересованного лица совершенными в состоянии крайней необходимости следует доказать отсутствие возможности устранения опасности иными средствами.
Доказательств того, что нарушение требований Закона "О недрах" произошло в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые директор предприятия не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, непринятие предприятием в течение длительного времени мер к надлежащему пользованию скважинами, не может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 05 мая 2016 года, решение судьи Калининградского областного суда от 23 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Эксплуатирующая организация Янтарный" Администрации МО "Янтарный ГО" Родина О.Н. оставить без изменения, жалобу А., поданную в интересах Родина О.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.