Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.,
при секретаре Ненашевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Ковальского А.В. - Грибанова А.В. на не вступившее в законную силу решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 18 июля 2016 г., которым оставлено без изменения постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области в отношении главы МО "Светлогорский район" Ковальского А.В. по делу об административном правонарушении от 12 февраля 2016 г. N, жалоба - без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника Ковальского А.В. по доверенности - Грибанова А.В., поддержавшего жалобу, объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Лузана А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Я. N от 12 февраля 2016 г. глава администрации муниципального образования "Светлогорский район" Ковальский А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пунктов 1.2, 3.1, 3.1.1, 3.2, 3.6, 3.7, 3.7.6, 3.7.7, 3.7.8, 3.7.9.1, 3.10.5, 3.10.10, 3.11, 3.11.2, 4.1. 4.20, 4.20.1, 4.20.2, 6.4, 6.5, 6.15, 6.15, 6.15.1, 16.1, 16.2, 16.3 Правил по благоустройству и санитарному содержанию территорий и фасадов зданий на территории МО "Город Светлогорск", утверждённых решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" от 28 июня 2011 г. N, ответственность за которое предусмотрена абзацем 5 и 7 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, глава администрации МО "Светлогорский район" Ковальский А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил вышеуказанное постановление признать незаконным и отменить.
Судьёй Светлогорского городского суда Калининградской области по делу вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе на указанное решение защитник Ковальского А.В. - Грибанов А.В. просит его отменить и прекратить производство по делу. Полагает привлечение к административной ответственности незаконным, поскольку главой администрации, как должностным лицом исполнены все необходимые требования по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Светлогорский район". Кроме того, Правила по благоустройству и санитарному содержанию территорий и фасадов зданий на территории муниципального образования "Город Светлогорск" не содержат положений, указывающих на ответственность должностного лица - главы администрации за выявленные несанкционированные свалки бытового и строительного мусора, порубочных остатков.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 02 июля 2015 г. N 438, действовавшей на момент совершения вменённого правонарушения, установлена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в непроведении предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо в нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ (абзац 5 части 1 статьи 73), сбросе мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведённых для этого мест, а также в сжигании мусора, иных отходов производства и потребления на территории муниципального образования, за исключением термической переработки мусора, иных производства и потребления, осуществляемой в установленном действующим законодательством порядке (абзац 7 части 1 статьи 73).
Как усматривается из материалов дела, 01 февраля 2016 г. в период времени с 15 час.15 мин. по 16 час.25 мин. в г. Светлогорске по следующим адресам: ул. Пионерская (в районе дома N 1), Ленинградская (в районе дома 14), Пионерская за магазином " А.", справа от дороги в сторону санатория " Б.", в начале ул. Балтийской (справа от дороги), в лесополосе у ручья за детским лагерем " В.", Калининградский проспект за домом 5 "А", на момент проверки было выявлено, что по вышеуказанным адресам складирован бытовой и строительный мусор, порубочные остатки, в результате чего, по вышеуказанным адресам образовались несанкционированные свалки, тем самым глава администрации МО "Светлогорский район" Ковальский А.В. являясь должностным лицом не обеспечил надлежащий контроль и организацию своевременной санитарной уборки основной территории МО "Светлогорский район".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации МО "Светлогорский район" Ковальского А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного абзацами 5 и 7 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 02 июля 2015 г. N 438.
Вместе с тем, Законом Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" (далее - Закон Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540) статья 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях изложена в новой редакции.
Закон Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540 официально опубликован в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), N, 23 июня 2016 г. и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 июня 2016 г., в соответствии со статьёй 2 указанного Закона он вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ (абзац 2), в нарушении муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированных свалок (абзац 5).
Согласно статье 14 Закона Калининградской области от 11 мая 2011 г. N 3 "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" закон Калининградской области или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случае принятия и вступления в силу другого правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый правовой акт; закон Калининградской области, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено законом или судебным решением.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Как следует из сопоставления положений части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 02 июля 2015 г. N 438 и в редакции Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540, новым Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории, а не, как ранее, за непроведение предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, а также установлена ответственность за нарушение муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированной свалки.
В то же время, как усматривается из материалов дела, хотя главе администрации МО "Светлогорский район" Ковальскому А.В. и вменено нарушение пункта 3.6 действовавших в указанный период Правил по благоустройству и санитарному содержанию территорий и фасадов зданий на территории МО "Город Светлогорск", предусматривающего обязанность юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, владельцев жилищного фонда по ежедневной уборке основных территорий и прилегающих к ним территорий, событие (фактические обстоятельства) выявленного правонарушения заключается в обнаруженном скоплении мусора на территории г. Светлогорска, а не в установленном нарушении периодичности проведения работ по уборке территории.
Из протокола об административном правонарушении N от 05 февраля 2016 г. (л.д. 59-60) и постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N от 12 февраля 2016 г. (л.д. 100-106) не следует, что установлены конкретные действия (бездействие) главы администрации МО "Светлогорский район" Ковальского А.В. по нарушению установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории.
Имеющиеся в деле доказательства (протокол об административном правонарушении, фототаблицы) отражают лишь факты складирования бытового и строительного мусора, порубочных остатков, несанкционированные свалки.
Исходя из материалов дела также не установлено и нарушение установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированных свалок.
Согласно пункту 3.2.14 действовавших Правил по благоустройству и санитарному содержанию территорий и фасадов зданий на территории МО "Город Светлогорск", утверждённых решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" от 28 июня 2011 г. N 35, ликвидацию несанкционированных свалок, образованных на территории муниципального образования, осуществляет собственник земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, либо пользователь указанного участка или собственник отходов. Ликвидация несанкционированной свалки производится в течение 14 (четырнадцати) дней со дня обнаружения и официального уведомления собственника земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, либо пользователя земельного участка или собственника отходов. В случае отсутствия собственника, пользователя земельного участка, на котором расположена свалка, или собственника отходов ликвидацию несанкционированных свалок организует администрация муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск".
Какие-либо данные об установленном нарушении указанного 14-дневного срока ликвидации несанкционированной свалки в материалах дела отсутствуют.
Иные же действия (бездействие) вменённые главе администрации МО "Светлогорский район" Ковальскому А.В. по настоящему делу (не обеспечение надлежащего контроля и организация своевременной санитарной уборки основной территории МО "Светлогорский район") в силу положений части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540 состав административного правонарушения не образуют.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, положения Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540 распространяются на главу администрации МО "Светлогорский район" Ковальского А.В., совершившего административное правонарушение до вступления данного Закона в силу.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу о административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Я. N от 12 февраля 2016 г. и решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 18 июля 2016 г., состоявшиеся в отношении главы администрации МО "Светлогорский район" Ковальского А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном абзацами 5 и 7 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Я. N от 12 февраля 2016 г. и решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 18 июля 2016 г., состоявшиеся в отношении главы администрации МО "Светлогорский район" Ковальского А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном абзацами 5 и 7 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Калининградского
областного суда Г. В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.