Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Альдинова Р.Т. на постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Карабаша Челябинской области от 04 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Альдинова Р.Т.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 г. Карабаша Челябинской области от 04 сентября 2015 года Альдинов Р.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной на вступивший в законную силу судебный акт, Альдинов Р.Т. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 г. Карабаша Челябинской области от 04 сентября 2015 года Альдинов Р.Т. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, за то, что 29 августа 2015 года в 03 часа 50 минут у дома N33 на ул. Лесопильная в г. Карабаше Челябинской области он в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации управлял транспортным средством -скутером "***", без государственного регистрационного знака, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
При этом мировым судьей указано, что состояние опьянения водителя Альдинова Р.Т. установлено в результате медицинского освидетельствования и подтверждается актом N41 медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 29.08.2015 года, из которого следует, что освидетельствование
Альдинова Р.Т. проведено с помощью технического средства измерения Lion Alkometer SD-500, и в ходе него получены результаты 0,29 мг/л и 0,22 мг/л.
Между тем эти выводы мирового судьи не являются обоснованными.
Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ, то есть в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пунктам 13, 15 "Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктом 17 Правил, результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Каждая процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения регистрируется в специальном журнале медицинской организации, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
На момент медицинского освидетельствования Альдинова Р.Т. порядок его проведения был определен Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствования на состояние опьянения".
В соответствии с п. 16 Инструкции заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного освидетельствования Альдинова Р.Т. медицинским работником дано заключение об установлении факта алкогольного опьянения (л.д. 7 оборот). При этом в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, от 29 августа 2015 года не указано время проведения первого и второго исследования выдыхаемого Альдиновым Р.Т. воздуха, а также точное время освидетельствования. При рассмотрении дела данный недостаток мировым судьей не устранен, время проведения медицинского освидетельствования Альдинова Р.Т. не выяснено. Кроме того, акт медицинского освидетельствования не содержит и в материалы дела судьей не истребованы данные о приборе, которым проводилось медицинское освидетельствование Альдинова Р.Т. - его заводской номер, дата последней поверки. Отсутствие в деле указанных сведений не позволяет оценить достоверность и допустимость полученных в ходе освидетельствования результатов.
Из смысла положений примечания к ст. 12.8 КоАП РФ также следует, что результаты исследования выдыхаемого воздуха необходимо определять в миллиграммах на литр воздуха. Если медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводилось с использованием прибора со шкалой в промилле или микрограммах, то необходимо произвести перерасчет полученного результата.
В постановлении по делу об административном правонарушении результаты исследований мировым судьей указаны в миллиграммах на литр -0,29 мг/л. и 0,22 мг/л. Однако, в представленном в дело акте медицинского освидетельствования N41 результаты исследования выдыхаемого воздуха указаны как "0,29 %о" и "0,22 %о", что не позволяет достоверно определить, в каких единицах измерения они указаны - промилле либо мг/л. Для установления указанного обстоятельства мировому судье необходимо было допросить врача, проводившего медицинское освидетельствование, и истребовать сведения о шкале прибора, которым проводилось исследование. Между тем, меры к установлению данного обстоятельства мировым судьей не приняты, данный недостаток при рассмотрении дела не восполнен,
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела судьями допущены нарушения требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ и данное дело об административном правонарушении нельзя признать рассмотренным полно, всесторонне и объективно.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Карабаша Челябинской области от 04 сентября 2015 года, вынесенные в отношении Альдинова Р.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, подлежат отмене. Поскольку на момент рассмотрения в Челябинском областном суде жалобы Альдинова Р.Т. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек и направление дела на новое рассмотрение для восполнения указанных недостатков невозможно, то данное дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Карабаша Челябинской области от 04 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Альдинова Р.Т. отменить,
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
областного суда
Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.