Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Давыдовой Т.Н.,
Шушкевич О.В., Скрябиной СВ., Минкиной Л.В., Богдан О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2016 года по иску прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах Семенова А.С. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Миасса Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Семенова А.С. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Семенов А.С. является инвалидом, согласно разработанной индивидуальной программе реабилитации инвалида ему предусмотрено выделение средств технической реабилитации - обувь на протезе 2 пары; кресло-коляска с электроприводом прогулочная 1 штука; поручни (перила) для самоподнимания угловые 2 штуки; протез голени для купания 1 штука; протез голени модульного типа 1 штука; протез после вычленения плеча с электромеханическим приводом и контактной системой управления 1 штука; протез после вычленения плеча функционально-косметический 1 штука; ходунки с подмышечной опорой 1 штука; обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной прокладки 1 штука; обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной прокладке 1 штука; опора в кровать веревочная 1 штука; протез плеча активный 1 штука; косметическая оболочка на протез верхней конечности 4 штуки; чехол на культю плеча хлопчатобумажный 2 штуки; чехол на культю голени хлопчатобумажный 4 штуки; чехол на культю голени из полимерного материала 1 штука; чехол на культю голени шерстяной 4 штуки; чехол на
культю верхней конечности из полимерного материала 1 штука; чехол на культю предплечья хлопчатобумажный 2 штуки. Указанными техническими средствами реабилитации в нарушение действующего законодательства истец не обеспечен ответчиком.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Истец Семенов А.С, представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представители третьих лиц Управления социальной защиты населения администрации Миасского городского округа Челябинской области, Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" в судебном заседании участие не принимали.
Суд вынес решение, которым исковые требования удовлетворил, возложил на Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Семенову А.С. указанные технические средства реабилитации.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное. В жалобе представитель ответчика ссылается на то, что права истца нарушены не были, поскольку сроки предоставления средств реабилитации действующим законодательством не определены, утверждение прокурора о нарушении прав истца безосновательно. Ссылается на то, что после заключения государственных контрактов истец будет обеспечен техническими средствами реабилитации в полном объеме.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Раздел III Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года N 406, предусматривает, что Министерство социальных отношений организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Из материалов дела следует, что Семенов А.С, *** года рождения, является инвалидом второй группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 28 декабря 2015 года Семенов А.С. нуждается в технических средствах реабилитации: протез плеча косметический 1 штука, протез плеча активный I штука, обувь на протез 2 штуки, чехол на культю плеча хлопчатобумажный 2 штуки, ходунки с подмышечной опорой 1 штука, протез голени для купания 1 штука, чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый) 1 штука, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки 1 штука, обуви ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке 1 штука, трость опорная регулируемая по высоте с устройством противоскольжения 1 штука, опора в кровать веревочная 1 штука, поручни (перила) для самоподнимания угловые 2 штуки, кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная 1 штука,
протез плеча с внешним источником энергии 1 штука, косметическая оболочка на протез верхней конечности 4 штуки, кресло-коляска с электроприводом прогулочная 1 штука, чехол на культю голени хлопчатобумажный 4 штуки, чехол на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) 1 штука, протез голени модульного типа 1 штука, чехол на культю предплечья хлопчатобумажный 2 штуки, кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 штука, кресло-коляска с электроприводом комнатная 1 штука, чехол на культю голени шерстяной 4 штуки срок выполнения мероприятий до 01 января 2018 года (л.д. 24-26).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец 13 января 2016 года обратился с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, которые ему не были предоставлены, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Вопросы предоставления инвалидам мер социальной поддержки, обеспечивающих условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества регулируются Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или)
услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 11.1 указанного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Пунктом 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, предусмотрен заявительный порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения осуществляется в соответствии с Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем заключения государственных контрактов с учетом потребности.
Согласно п.1 постановления Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N94, Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" является уполномоченной организацией по обеспечению деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, которое осуществляет прием документов и определение права инвалидов на получение технических средств реабилитации; подготовку заявок в Министерство социальных отношений Челябинской области о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам технических средств реабилитации; прием технических средств реабилитации, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей их инвалидам; прием и проверку документов для назначения компенсаций расходов за самостоятельно приобретенные
инвалидами технические средства реабилитации; формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды, претендующие на обеспечение техническими средствами реабилитации, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в их обеспечении. При постановке на учет в один день нескольких граждан очередность устанавливается в алфавитном порядке.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляются в пределах средств, поступающих в бюджет Челябинской области из федерального бюджета в форме субвенций.
Согласно пункту 8 и 9 Положения техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду в соответствии с настоящим Положением, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению. В случае если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Из материалов дела следует, что истец 13 января 2016 года обратился в уполномоченный орган - ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 28 декабря 2015 года: протезом плеча косметическим в количестве 1 штука, протезом плеча активным в количестве 1 штука, обуви на протез - 2 штуки, протезом плеча с внешним источником энергии в количестве 1 штука, косметической оболочкой на протез верхней конечности в количестве 4 штук, креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, ходунками с подмышечной опорой, опорой в кровать веревочной.
Доказательств того, что истец обращался с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации: чехол на культю плеча хлопчатобумажный 2 штуки, протез голени для купания 1 штука, чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый) 1 штука, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки 1 штука, обувь ортопедическая при односторонней ампутации па утепленной подкладке 1 штука, поручни (перила) для самоподнимания угловые 2 штуки, чехол на культю голени хлопчатобумажный 4 штуки, чехол на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) 1 штука, протез голени модульного типа 1 штука, чехол на культю предплечья
7 .v-*V
хлопчатобумажный 2 штуки, чехол на культю голени шерстяной 4 штуки, которые суд первой инстанции обязал ответчика предоставить, в материалах дела не имеется. При отсутствии заявления истца об обеспечении его указанными средствами реабилитации у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по предоставлению их истцу.
Также из материалов дела следует, что истцу ранее 22 июля 2015 года была выдана иная программа реабилитации (л.д. 22-23), предусматривающая аналогичные технические средства реабилитации.
05 августа 2015 года истец был обеспечен тростью опорной (срок пользования 2 года), поручнями для самоподнимания прямыми (срок пользования 2 года), костылями; 15 января 2016 года истцу предоставлено кресло-коляска с электроприводом комнатная (срок пользования 6 лет), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) (срок пользования 4 года). Кроме того, истец был обеспечен протезом плеча с внешним источником энергии за счет Министерства обороны Российской Федерации (протезирование выполнено в апреле 2015 года); 19 июля 2016 года заключен контракт на обеспечение истца протезом голени модульного типа, протезом голени для купания.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям номер очереди истца по состоянию на 04 августа 2016 года на получение опоры в кровать веревочной - 33, ходунков - 90, кресла-коляски прогулочной - 1035, протеза плеча косметического - 20, протеза плеча активного - 15, протеза плеча с внешним источником энергии -11.
Министерством социальных отношений Челябинской области в 2016 году в пределах лимитов бюджетных ассигнований было заключено 2 государственных контракта на приобретение обуви на протезы на 340 шт., кресел-колясок 2 контракта на 40 штук, протезов плача активны 2 контракта на 3 штуки, протезов плеча косметических 4 контракта на 8 штук, ходунков с подмышечной опорой 1 контракт на 1 штуку, контрактов на приобретение протезов плеча с внешним источником энергии не заключалось ввиду отсутствия ассигнований.
На 2016 год Челябинской области выделены бюджетные ассигнования на указанные нужды 382532,1 тыс. руб., за счет которых возможно обеспечить 23,2% нуждающихся в технических средствах реабилитации.
По смыслу ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок.
Учитывая изложенные обстоятельства, совершение ответчиком в установленном порядке действий по обеспечению истца средствами реабилитации в пределах предоставленных лимитов денежных средств, сроки реабилитационных мероприятий, а также то, что с момента обращения истца с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации - 13 января 2016 года до даты обращения в суд - 15 марта 2016 года и на момент вынесения судом решения - 15 апреля 2016 года разумный срок предоставления истцу указанных средств не нарушен, у суда первой инстанции не имелось считать установленным факт нарушение прав истца. При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2016 года отменить и принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах Семенова А.С. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации -отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.