Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Никитенко Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Беломестновой Ж.Н.
при секретаре Гуня К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Малыгина С.Н.на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 01 июля 2016 года по иску Малыгина С.Н.к администрации г. Троицка Челябинской области о признании незаконным протокола жилищной комиссии администрации г. Троицка и постановления об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении, поставить на учет и включить в список, о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Малыгин С.Н. обратился в суд с иском (с учетом изменений) к администрации г. Троицка Челябинской области о признании незаконным протокола жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилых помещениях, постановления администрации г. Троицка Челябинской области N 1093 от 31 мая 2016 года "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года" в части в признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилых помещениях, о возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении, поставить на учет и включить в список, о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что он является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, проживает с супругой в доме ***
***по договору коммерческого найма. Иного жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма они не имеют, нуждаются в улучшении жилищных условий. При обращении 06 ноября 2015 года в администрацию г. Троицка ему было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете.
Истец Малыгин С.Н., его представитель Кухарева Е.А. поддержали заявленные требования.
Ответчик - представитель администрации г. Троицка Челябинской области Шиндина О.Б. не признала исковые требования, пояснила, что истец может быть обеспечен жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, только после получения статуса малоимущего гражданина и подтверждения факта нуждаемости в жилом помещении, но истец не признан малоимущим.
Третье лицо - Малыгина Н.В. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд постановилрешение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Малыгин С.Н. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований, указывает на то, что суд не разрешилтребование о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г. Троицка (протокол N 2 от 30 мая 2016 года), утвержденного постановлением администрации г. Троицка Челябинской области N 1093 от 31 мая 2016 года. Ссылается на несогласие с выводом суда о необходимости признания его малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что он предоставил все необходимые документы для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, инвалидам не требуется признание их малоимущими, жилое помещение предоставляется при условии признания нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения.
Малыгин С.Н., Малыгина Н.В., представитель администрации г. Троицка Челябинской области не явились в суд апелляционной инстанции, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Малыгин С.Н. и его супруга Малыгина Н.В. зарегистрированы и проживают в доме *** по договору коммерческого найма. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, Малыгин С.Н. не имеет.
Из справки МСЭ-2014 N 2562761 от 09 июля 2015 года следует, что Малыгин С.Н. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, полученному в период военной службы. Диагноз: ***. ***
Согласно письмам заместителя главы администрации г. Троицка от 29 сентября 2015 года, от 17 ноября 2015 года по заявлениям Малыгина С.Н. ему рекомендовано обратиться в Управление социальной защиты населения администрации г. Троицка Челябинской области с заявлением о признании малоимущим.
Протоколом жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года, утвержденным постановлением администрации г. Троицка Челябинской области N 1093 от 31 мая 2016 года "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года" Малыгину С.Н. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете.
Малыгин С.Н. просит поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении, полагая, что при его заболевании наличие признания малоимущим не требуется, а все необходимые документы представлял в администрацию г. Челябинска.
Отказывая в удовлетворении исковых требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, необходимо наличие совокупности условий, а именно: признание гражданина нуждающимся в жилом помещении и признание указанного гражданина малоимущим. Между тем, суд первой инстанции установил, что
истец не признан малоимущим в установленном законом порядке.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Из содержания ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.ст. 49, 51 ЖК РФ, поскольку если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
В соответствии со ст.5 7 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 г. N 376-О-П, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (ч.2 ст.49 ЖК РФ и ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Реализация конституционного права гражданина на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства. Так, признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении является необходимым условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору
социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма инвалидам, законом не предусмотрен.
Из материалов дела видно, что Малыгин С.Н. является инвалидом 1 группы, страдает заболеванием почек (***).
Между тем, данное заболевание не включено в перечень тяжелых хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июля 2006 года, при котором совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии у Малыгина С.Н. иного тяжелого хронического заболевания, включенного в указанный перечень, а также свидетельствующих о признании истца малоимущим в установленном законом порядке. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, не представлены истцом.
Таким образом, суд правомерно отказ в удовлетворении требований о признании незаконными решения жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года об отказе в признании Малыгина С.Н. нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении его в список нуждающихся в жилых помещениях, и постановления администрации г. Троицка Челябинской области N 1093 от 31 мая 2016 года "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года".
При таких обстоятельствах, несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы на неправомерность вывода суда о необходимости признания истца малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Необоснованными являются доводы апелляционной жалобы Малыгина С.Н. о том, что он предоставил все необходимые документы для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и о том, что инвалидам не требуется признание их малоимущими.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О защите прав инвалидов" от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,
принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору на общих основаниях: при установлении малоимущности и нуждаемости по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы Малыгина С.Н. о том, что суд не разрешилтребование о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г. Троицка (протокол N 2 от 30 мая 2016 года), утвержденного постановлением администрации г. Троицка Челябинской области N 1093 от 31 мая 2016 года, отклоняются судебной коллегией, поскольку опровергаются выводами суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии администрации г. Троицка Челябинской области N 2 от 30 мая 2016 года об отказе в признании Малыгина С.Н. нуждающимся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих его безусловную отмену в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 01 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малыгина С.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.