Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.
судей Лутфуллоевой P.P., Шушкевич О.В.
при секретаре Богдан О.А.
с участием прокурора Малышевой О.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Троицка Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 04 июля 2016 года по иску прокурора города Троицка Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации г.Троицка Челябинской области - Бачановой Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Троицка Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности в срок до 01 августа 2016 года провести ремонт автодороги по ул. **** от ул.**** до многоквартирного дома **** в соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р-50597-93. Государственный стандарт Российской l Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", к администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности по финансированию ремонта указанной автодороги (л.д.2-4, 52-54).
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Троицка проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" по организации дорожного движения, в ходе которой установлено, что автодорога по ул. **** от ул. **** до многоквартирного дома **** имеет множественные выбоины, просадки, тем самым дорога не соответствует п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТР-50597-93.
Представитель прокуратуры г.Троицка Челябинской области Панова М.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области - Свиридов Я.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика администрации города Троицка в судебном заседании участия не принимал.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД РФ "Троицкий" Челябинской области в судебном заседании участия не принимал.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований. На Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области возложена обязанность в срок до 30 октября 2016 года привести в соответствие с Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р-50597-93м" проезжую часть автомобильной дороги по ул. **** от ул. **** до многоквартирного дома ****.
При недостаточности денежных средств у Управления жилищно- коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области обязанность по выделению средств для проведения ремонта проезжей части автомобильной дороги по ул. **** от ул. **** до многоквартирного дома **** возложена на администрацию города Троицка Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация города Троицка Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает на непринятие во внимание судом того факта, что до обращения прокурора в суд администрацией уже были заключены муниципальные
контракты на ямочные ремонты автодорог, а Акты приемки не подписаны из-за некачественного исполнения работ подрядчиком, при этом администрацией уже выделены денежные средства по смете УЖКХ; суд не рассматривал вопрос о достаточности или недостаточности выделенных денежных средств; судом привлечено в качестве третьего лица структурное подразделение ОГИБДД МО РФ "Троицкий" Челябинской области, не являющееся юридическим лицом и поэтому это лицо не могло участвовать в процессе.
Ответчик Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, третье лицо ОГИБДД МО МВД РФ "Троицкий" Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией с обратными уведомлениями о вручении, в суд апелляционной инстанции представители не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством деятельности по организации дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств
на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст. 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними^ конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2016 года и 31 мая 2016 года прокуратурой города Троицка совместно с инспекторам ОГИБДД межмуниципального отдела МВД РФ "Троицкий" проведены проверки исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" по организации дорожного движения, в ходе которой установлено, что проезжая часть автодороги по ул. **** от ул. **** до многоквартирного дома **** имеет множественные выбоины, просадки, не соответствующие п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р-50597-93. Частично проведены замеры имеющихся ям на проезжей части дороги напротив дома **** глубина ямы 9,5
см; длина 82 см; ширина 52 см. рядом находится яма глубиной 9 см, длиной 50 см., шириной 30 см.; яма глубиной 12 см, длиной 1 метр, шириной 1 метр 70 см., имеются и другие множественные ямы и выбоины.
В связи с этим движение автотранспорта затруднено с разрешенной правилами дородного движения скоростью. Водители вынуждены выезжать на полосу встречного движения, объезжая выбоины, просадки, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждены актами осмотра от 25 марта 2016г, от 31 мая 2016г. (л.д. 5,32), фотоматериалами (л.д. 6-10,59-60).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.25 Устава города Троицка администрация города осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.74-82).
Структурным подразделением администрации г.Троицка с правами юридического лица осуществляющего функции по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи является Управление ЖКХ.
Согласно пункту 6 раздела 6 Положения об Управлении жилищно- коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов города Троицка от 31 января 2011 года N16 (л.д.20-26), источниками финансирования деятельности Управления ЖКХ при выполнении функциональных обязанностей являются средства городского, областного и федерального бюджета.
В соответствии с п. 11 раздела 2 Положения вопросы организации ремонта и содержания дорог в границах городского округа находятся в ведении Управления ЖКХ.
Согласно выписке из Приложения к решению Собрания депутатов г.Троицка от 24 декабря 2015г. N 68 "О бюджете города Троицка на 2016 год" на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог на 2016 год предусмотрено выделение бюджетных средств в размере **** рублей (л.д. 84).
Как следует из сметы на 12 января 2016 года указанный объем ассигнований предусмотрен в смете Управления ЖКХ на 2016 год (л.д.42).
Согласно муниципальным контрактам N**** от 26 апреля 2016 г., N **** от 06 июня 2016 заказчиком работ по ямочному ремонту автомобильных дорог на территории г.Троицка является Управление ЖКХ, которое непосредственно осуществляет деятельность по заключению муниципальных контрактов для выполнения работ по ремонту автомобильных дорог на территории г. Троицка в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контролирует их исполнение, принимает работу и оплачивает ее подрядчикам в установленном порядке (л.д.33-36. 64-67).
Согласно акту о приемке выполненных работ N8 от 29 мая 2016 г. подрядчиком ООО "Марс" выполнены работы по ямочному ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на территории г.Троицка по муниципальному контракту N****.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора города Троицка Челябинской области, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее состояние автомобильных дорог нарушает права участников дорожного движения, на момент рассмотрения иска ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что состояние проезжей части автодороги по ул. ****, от ул. **** до многоквартирного дома **** соответствует требованиям ГОСТ Р-50597-93.
При этом суд также сослался на то, что: заключение муниципальных контрактов для проведения ямочного ремонта автомобильных дорог не свидетельствует о выполнении ответчиком УЖКХ обязательств в отношении спорного участка автодороги.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до обращения в суд прокурора администрацией уже были заключены муниципальные контракты на ямочные ремонты автодорог, а Акты приемки не подписаны из-за некачественного исполнения работ подрядчиком, при этом администрацией уже выделены денежные средства по смете УЖКХ; суд не рассматривал вопрос о достаточности или недостаточности выделенных денежных средств, не состоятельны ввиду следующего.
Согласно пп.1,12 п.7 главы 2 Решения Собрания Депутатов г.Троицка Челябинской области от 28 июня 2012 г. N 101 "Об утверждении Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Троицкого городского округа" в полномочия администрации города Троицка по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения входит осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пунктам 8, 9 главы 3 настоящего Положения
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения включает в себя, в том числе, ремонт, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (организация дорожной разметки; установка, ремонт и замена дорожных знаков и указателей; устройство искусственных неровностей; содержание и строительство светофорных объектов, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (пункт 8,9 главы 3).
Таким образом, на администрацию города Троицка Челябинской области возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям ГОСТ свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Создание Управления ЖКХ в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий, в частности, в сфере дорожной деятельности, и передача вопросов организации ремонта и содержания дорог в границах городского округа данному учреждению не освобождает администрацию от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа.
Кроме того, из материалов дела следует, что ненадлежащее состояние дорог было установлено прокурором уже после подписания акта приемки выполненных работ подрядчиком, что также свидетельствует о
ненадлежащем исполнении ответчиками своих обязанностей в этой сфере и о нарушении прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований к отказу в иске. В силу ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных прав граждан, организаций.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом привлечено в качестве третьего лица структурное подразделение ОГИБДД МО РФ "Троицкий" Челябинской области, не являющееся юридическим лицом и поэтому это лицо не могло участвовать в процессе, не является основанием к отмене решения суда, так как наличие статуса юридического лица у третьего лица на правильность решения суда о возложении определенных обязанностей на ответчиков УЖКХ и администрацию города Троицка не влияет.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 04 июля
2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
\
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.