Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Козиной Н.М., Лутфуллоевой P.P.,
при секретаре Богдан О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Черняка Е.Ю. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Черняка Е.Ю. на решение Центрального районного суда города Челябинска от 05 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черняк Е.Ю. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование иска указал, что является получателем пенсии за выслугу лет. В период прохождения службы в органах внутренних дел был награжден медалью "За отличие в службе", которая, как он полагает, дает ему право претендовать на присвоение звания "Ветеран труда". Однако, обратившись в Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района города Челябинска с соответствующим заявлением, ему в этом было отказано, с чем он не согласен.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, в отзыве на исковое заявление выразил несогласие с требованиями истца, указав на непредоставление истцом доказательств, свидетельствующих о наличии у него страхового стажа продолжительностью не менее 25 лет и награждение его ведомственным знаком отличия в труде уполномоченным лицом - руководителем федерального органа исполнительной власти.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты
населения администрации Тракторозаводского района города Челябинска в суд не явился при надлежащем извещении.
Суд постановилрешение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец требует отмены судебного решения как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением норм материального права, указывая на аналогичные обстоятельства, которые были приведены им в исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третье лицо не явились при надлежащем извещении. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Черняк Е.Ю. был уволен из органов внутренних дел 13 августа 2015 года. С 14 августа 2015 года является получателем пенсии за выслугу лет. Приказом начальника Главного управления внутренних дел по Челябинской области от 01 ноября 2008 года N **** был награжден медалью "За отличие в службе третьей степени" (л.д. 5-7).
Письмом от 14 апреля 2016 года Министерство социальных отношений Челябинской области, куда истец обратился с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", разъяснило ему о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для разрешения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда": справки о наличии у него страхового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда". Кроме того, указано, что награждение медалью "За отличие в службе третьей степени" произведено приказом начальника ГУВД по Челябинской области, а не Министерством внутренних дел Челябинской области, в связи с чем данная награда не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемом для присвоения звания "Ветеран труда" (л.д. 8).
Каких-либо доказательств тому, что истец после получения указанного письма обращался с дополнительными документами к ответчику, в частности, представил справку, выданную уполномоченными органами о наличии страхового стажа продолжительностью 25 лет и более а также выписку их приказа Министра внутренних дел Российской Федерации о награждении его медалью, в материалах дела не содержится, истец на указанное обстоятельство в тексте своего искового заявления не сослался.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" исходил из того, что условия присвоения
истцу звания "Ветеран труда" не соблюдены, поскольку у него отсутствует страховой стаж, необходимый для признания за ним права на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находя его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующем спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В части первой статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", либо награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно части четвертой указанной статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В частности, в силу части второй статьи 1 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" определяются Губернатором Челябинской области.
В порядке реализации указанных полномочий Губернатором Челябинской области Постановлением от 20 апреля 2006 года N 111 утверждено Положение о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области".
В соответствии с пунктом 2 настоящего Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику) указанное выше
звание присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1), либо начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2).
С 01 июля 2016 года подпункт 1 данного Положения изложен в новой редакции: звание присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" являлось и является наличие страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено понятие трудового стажа, оно заменено на понятие "страховой стаж", и из видов пенсий исключен вид пенсии "за выслугу лет", который в настоящий период времени входит в понятие "страховая пенсия по старости".
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно статьям 11 и 12 того же Федерального закона в страховой
стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
В соответствии с частью первой статьи 13 этого же Закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Как следует из трудовой книжки Черняка Е.Ю. военную службу по призыву, до которой трудового стажа не имел, он проходил с 15 мая 1997 года по 17 мая 1999 года, на службу в органы внутренних дел поступил 22 февраля 2000 года, что свидетельствует о том, что страхового стажа продолжительностью 25 лет он не имеет.
При таком положении, проанализировав нормы законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы истца о наличии у него права на присвоение указанного выше звания основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку само по себе награждение орденами или медалями, присвоение почетных званий, награждение ведомственными знаками отличия в труде не является единственным основанием для присвоения звания "Ветеран труда" при отсутствии установленной законом продолжительности страхового стажа.
Кроме того, Медаль "За отличие в службе" относится к числу ведомственных знаков отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 31 октября 2012 года N 989.
Положением о ведомственных знаках отличия МВД России определен порядок награждения сотрудников органов внутренних дел. Указанным положением ведомственные награды МВД России разделены: решение о награждении в определенных случаях принимает заместитель МВД России, в остальных случаях - делегируется руководителям органов, организаций и подразделений МВД России.
С учетом изложенного в качестве основания для присвоения звания
"Ветеран труда" могут быть рассмотрены только те ведомственные награды, решения о поощрении которыми приняты на федеральном уровне (руководителем федерального органа власти, его заместителем).
Поскольку решение о награждении Черняка Е.Ю. принято руководителем Главного управления внутренних дел по Челябинской области, оно не может быть отнесено к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда".
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия полагает решение суда об отказе в удовлетворении требований истца о присвоении звания "Ветеран труда" законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черняка Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.