Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Роуз" Куприяновой Л.Ф. на решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "Роуз",
установила:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО "Роуз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 65 000 рублей.
Решением судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июня 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Роуз" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица Куприянова Л.Ф. подала на него жалобу, в которой ставиться вопрос об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав защитника ООО "Роуз" Сафонова С.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, при проверки предоставленной ООО "Роуз" декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Государственной инспекцией труда в Приморском крае установлено, что в декларацию включены рабочие места врача-специалиста, водителя автомобиля, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, фармацевта, санитарки, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона N 426 от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда" должны проводиться измерения или оценка вредных и (или) опасных факторов производственной среды.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, признав установленным факт подачи ООО "Роуз" декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в которой перечислены рабочие места, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 426 от 28 декабря 2013 года, декларация не подается, признала вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Настоящий Закон определяет следующие стадии специальной оценки условий труда:
1. подготовительная, в ходе которой работодателем формируется комиссия по проведению данного мероприятия и определяется перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (статья 9 Закона о специальной оценке условий труда);
2. идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществляемая экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
При этом идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (часть 6 статьи 10 Закона о специальной оценке условий труда).
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в части 1 и 2 статьи 13 Закона о специальной оценке условий труда (пункт 7 части 10 Закона о специальной оценке условий труда).
3. заключительная. На этой стадии в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (часть 1 статьи 11 Закона о специальной оценке условий труда).
Если же комиссией обнаружены вредные и (или опасные производственные факторы, то они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, результаты которых оформляются протоколами в отношении каждого из таких факторов (часть 6 статьи 12 Закона о специальной оценке условий труда).
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (часть 8 статьи 12 Закона о специальной оценке условий труда).
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "Роуз" включило в декларацию рабочие места, в отношении которых должны проводится измерения или оценка вредных и (или) опасных факторов производственной среды.
Данное нарушение должностным лицом Государственной инспекции труда в Приморском крае квалифицировано как нарушение порядка проведения специальной оценке труда.
Между тем, из представленного в районный суд отчета о проведении специальной оценки следует, что ООО "Роуз" в отношении рабочих мест врача-специалиста, водителя автомобиля, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, фармацевта, санитарки фактически проведена оценка условий труда, что подтверждается соответствующими протоколами измерений и картами специальной оценки условий труда, с которыми работники предприятия ознакомлены под роспись.
При таких обстоятельствах включение в декларацию рабочих профессий, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, но которые в силу положений части 1 статьи 11 Закона о специальной оценке условий труда не подлежат декларированию, не свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом порядка проведения специальной оценки условий труда.
В данном случае юридическим лицом допущено нарушение порядка подачи декларации, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2014 года N 80н., что при изложенных выше обстоятельствах, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для применения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства за отсутствием состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Роуз" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.