Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Александровой М.В., Шульга С.В.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора к Министерству обороны, АО "Главное управление обустройства войск", АО "Главное управление жилищно-коммунальное хозяйство" по апелляционным жалобам АО "Главное управление обустройства войск", АО "Главное управление жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Партизанского районного суда Приморского края от 26.05.2016, которым иск удовлетворен. На Министерство обороны Российской Федерации в лице АО "ГУОВ" возложена обязанность по включению объектов казарменно-жилищного фонда военного городка N 29 войсковой части 62250 - здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта. На АО "Главное управление жилищно- коммунального хозяйства" возложена обязанность провести техническое обслуживание и текущий ремонт здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) расположенного на территории военного городка N 29 войсковой части 62250, а именно: устранить протечки в фасаде и кровли здания детского сада N 67 "Катюша", обеспечить температурно-влажностный режим в здании детского сада N 67 "Катюша", устранение по периметру здания имеющихся темных пятен, устранение сквозных трещин в средней группе, восстановить разрушенную гидроизоляцию фундамента и горизонтальную отмостку основания здания.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., выслушав объяснения представителя АО "ГУ ЖКХ"- Скакуненко А.А., возражения представителя военного прокурора Саранина П.А., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор обратился в суд с названным иском, мотивируя требования тем, что в ходе прокурорской проверки с участием службы санитарно-эпидемиологического надзора было установлено, что здание детского сада N 67 "Катюша" (объекта казарменно-жилищного фонда военного городка N 29 войсковой части 62250) находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, в связи с чем, содержание и эксплуатация данного объекта не обеспечивает благоприятных и безопасных условий для размещения и нахождения детей военнослужащих, служащих и иных лиц воинской части 62250.
Согласно государственному контракту от 25.12.2014 N 1/12/2014/ДЭСиОКУ, заключенному между государственным заказчиком Министерством обороны РФ и генподрядчиком АО "ГУОВ", на генподрядчика возложена обязанность по ремонту объектов имущественного комплекса-зданий (сооружений) казарменно-жилищного фонда военных городков.
Государственным контрактом от 19.05.2015 N 4-КЖФ, заключенным между Министерством обороны РФ и АО "ГУ ЖКХ", на исполнителя возложена обязанность в установленный контрактом срок оказывать услуги по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ, указанных в приложении N 1 к контракту. Во исполнение данного контракта между заказчиком АО "ГУ ЖКХ" и исполнителем ООО "ТКС" заключен договор от 30.10.2015 N 11/КЖФ-2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию, в том числе, указанного здания детского сада.
Вместе с тем, в нарушение условий указанных контрактов ремонт здания детского сада не проводился. При этом капитальный и текущий ремонт здания детского сада не проводился с момента его сдачи в эксплуатацию с 1968 года.
Требования были уточнены, прокурор просил возложить на Министерство обороны РФ в лице АО "ГУОВ" обязанность по включению объектов казарменно-жилищного фонда военного городка N 29 войсковой части 62250 - здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта. На АО "ГУ ЖКХ" возложить обязанность по проведению технического обслуживания и текущего ремонта здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) расположенного на территории военного городка N 29 войсковой части 62250, а именно: устранить протечки в фасаде и кровли здания детского сада N 67 "Катюша", обеспечить температурно-влажностный режим в здании детского сада N 67 "Катюша", устранить по периметру здания имеющиеся темные пятна, устранить сквозные трещины в средней группе, восстановить разрушенную гидроизоляцию фундамента и горизонтальную отмостку основания здания.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика АО "ГУ ЖКХ" иск не признал, указал, что АО "ГУ ЖКХ" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку у АО "ГУ ЖКХ" обязательства по проведению текущего ремонта и санитарного содержания объектов, используемых для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений у АО "ГУ ЖКХ" возникли не раннее 16.12.2015, то есть, на дату проведения прокурорской проверки санитарно-эпидемиологического состояния детского сада 26.11.2015 у АО "ГУ ЖКХ" данной обязанности не существовало.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства обороны РФ, АО "ГУОВ", войсковой части 62250, извещенных о времени и месте судебного заседания.
АО "ГУОВ" представлен письменный отзыв, в котором представитель, также, не признал иск, указал, что в соответствии с государственным контрактом от 25.12.2014 N 1/12/2014/ДЭСиОКУ на АО "ГУОВ" возложена обязанность по текущему ремонту здания, в связи с чем, у АО "ГУОВ" отсутствует обязанность по капитальному ремонту здания.
Судом постановленоуказанное выше решение об удовлетворении иска в полном объеме, с чем не согласились ответчики АО "ГУОВ" и АО "ГУ ЖКХ", в апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятии нового судебного акта.
В суде апелляционной инстанции представитель АО "ГУ ЖКХ"- Скакуненко А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение в части АО "ГУ ЖКХ" отменить, принять новый судебный акт.
Представитель военного прокурора Саранин П.А. возражал против доводов жалобы, указал на законность принятого решения.
Представители Министерства обороны РФ, АО "ГУОВ", войсковой части 62250, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 12, 210, 309, 310 ГК РФ, оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ письменные доказательства, пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно акту по результатам контроля (надзора) за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации от 26.11.2015 N 996 в результате осмотра здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) выявлены нарушения обязательных требований: п. 6.2 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения" и п. 5.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Так, на втором этаже в музыкальном зале на внутренней несущей стене имеются три сквозные трещины. В музыкальном зале осыпается масляная краска на стенах. На втором этаже в средней группе на потолке имеется сквозная трещина длиной 30 см. На первом этаже в 1 младшей группе на внутренней несущей стене имеется трещина длиной 100 см. На первом этаже в ясельной группе в туалетной комнате имеется темное пятно на потолке в углу, по внешнему виду грибковой плесени. Снаружи здания разрушена гидроизоляция фундамента и горизонтальная отмостка основания здания. По всему периметру здания на стенах имеются темные пятна, по внешнему виду грибковой плесени. Данные пятна свидетельствуют о нарушении гидроизоляции фундамента и пропитыванию влагой стен, что в результате ведет к дальнейшему подмыванию фундамента и частичному разрушению стен во время выпадения осадков. Во всем здании детского сада старые деревянные окна, большинство окон затянуты пленкой для сохранения тепла в помещениях. Косметический ремонт проводится ежегодно летом силами работников детского сада. Текущий и капитальный ремонт здания детского сада N 67 "Катюша" (инв. N 217) никогда не проводился. Проверкой также установлено, что инженерные сети в здании детского сада не менялись с момента его постройки и нуждаются в замене. Кроме того, ветхость электрической проводки и отсутствие пожарно-охранной сигнализации в здании детского сада является предпосылкой к возникновению пожароопасной ситуации и создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья детей, размещенных в здании детского сада.
Выявленные нарушения, допущены вследствие не проведения ответчиками текущего ремонта, предусмотренного государственными контрактами. При этом капитальный и текущий ремонт здания детского сада не проводился с момента его сдачи в эксплуатацию с 1968 года.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населени" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что состояние здания детского сада нарушает права детей дошкольного возраста на нормальные условия проживания и обучения, неосуществление ремонта здания может привести к неблагоприятным последствиям, и негативно отразиться на жизни и здоровье детей.
Доводы жалобы представителя АО "ГУ ЖКХ" о том, что на дату проведения проверки состояния сада 26.11.2015 у АО "ГУ ЖКХ" еще не возникло обязательств по ремонту здания, в связи с чем, АО "ГУ ЖКХ" является ненадлежащим ответчиком по делу, не влекут отмены решения суда, ввиду того, здание сада нуждалось и нуждается в ремонте на сегодняшний день, исполнителем по действующему государственному контракту от 19.05.2015 является АО "ГУ ЖКХ".
Отклоняются судом апелляционной инстанции и доводы жалобы АО "ГУОВ", об отсутствии обязательств по капитальному ремонту здания сада, обязанность по включению здания сада в титул (реестр) капитального ремонта с последующем проведением капитального ремонта возложена на АО "ГУОВ" как генподрядчика по государственному контракту от 25.12.2014 N 1/12/2014/ДЭСиОКУ, который не ограничен проведением только текущего ремонта имущества Министерства обороны РФ (Положение о порядке исполнения государственного контракта от 25.12.2014 на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков МО РФ и иных фондов используемых в интересах МО РФ, утв. 07.09.2015).
Иные доводы жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 26.05.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей АО "ГУОВ" и АО "ГУ ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.