Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлюка П.В. об оспаривании решения начальника отдела гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края по апелляционной жалобе Павлюка П.В. на решение Михайловского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года, которым административное исковое заявление Павлюка П.В. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения Павлюка П.В., судебная коллегия
установила:
Павлюк П.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением Михайловского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года за ним признано право собственности на трактор трелевочный Онежского тракторного завода марки "ТДТ-55", чокерного типа, гусеничный, оранжевого цвета, 1992 года выпуска, задний мост, двигатель, рама без номера. 11 февраля 2016 года административный истец обратился в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края с заявлением о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации и снятии с учета трактора. В регистрации трактора ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих сертификацию трактора - собранной модели серийно выпускаемых машин или документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов, замененных на тракторе после капитального ремонта, если такой проводился; государственная регистрация с одновременной выдачей техпаспорта возможна лишь после нанесения идентификационных номеров на узлы и агрегаты с последующей сертификацией трактора. Между тем отсутствие заводских номеров на устаревших марках серийно произведенных тракторов не является единичным случаем и предполагается действующим законодательством. Если номера маркируемых агрегатов машин не наносились предприятием-изготовителем, то в соответствующих строках в паспорте производится запись "номер отсутствует". Каких-либо свидетельств, достоверно указывающих на замену узлов и агрегатов на тракторе, начальник отдела не представил. Просит признать незаконным решение начальника отдела гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края об отказе в регистрации и снятии с учета трелевочного трактора ТДТ-55, 1992 года выпуска, обязать отдел гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края выдать Павлюку П.В. технический паспорт на трелевочный трактор Онежского тракторного завода марки "ТДТ-55" чокерного типа, гусеничный, оранжевого цвета, 1992 года выпуска, задний мост, двигатель, рама без номера.
Павлюк П.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель департамента сельского хозяйства Приморского края возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт самоходной машины либо формуляр, подтверждающий техническую безопасность самоходной машины, номерные обозначения узлов и агрегатов которой указаны в этом паспорте (формуляре). Трактора ТДТ-55 серийного выпуска имеют заводской номер, номер двигателя, ведущего моста, коробки передач. На тракторе истца при его осмотре заводских номеров не обнаружено. Сведения о наличии паспорта трактора или иных документов, удостоверяющих его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, отсутствуют. Отсутствие заводских номеров, сведений о регистрации и первичной постановке на учет трактора исключает возможность проверки данных о паспорте машины или формуляра, а также невозможно проверить машину по базам учета и наличии обременений. Регистрация изготовленных в индивидуальном порядке или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенных при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке. Рассмотрев заявление истца о проведении регистрационных действий, результаты технического осмотра и представленные документы, департамент не может сделать вывод о соответствии параметров технического состояния требованиям безопасности. Решением Михайловского районного суда Приморского края установлено, что ФИО9 привез на хранение разукомплектованный трактор марки ТДТ-55. Павлюк П.В. своими силами отремонтировал трактор, приобрел недостающие детали, привел в надлежащее состояние, что указывает на замену узлов и агрегатов машины. По результату технического осмотра выявлено, что трактор был разобран и заново собран, выявлен ряд недостатков, без устранения которых эксплуатация машины запрещается. Истцу предложено пройти сертификацию на трактор, нанести идентификационные номера на узлы и агрегаты и повторно обратиться в отдел гостехнадзора для проведения регистрационных действий.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Павлюка П.В. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п.4).
В силу п.1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16 января 1995 года, государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
В соответствии с п.1.9 Правил конструкция регистрируемых машин должна соответствовать требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской Федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией.
Машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, номерных агрегатов регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов в соответствии с п. п. 2.8.1 - 2.8.6.7 настоящих Правил.
Указанные машины подвергаются государственному техническому осмотру с обязательным составлением акта технического осмотра по установленной форме (Приложение 4).
Регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке (п.2.8.7 Правил).
Согласно п.2.1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденных Госстандартом РФ 26 июня 1995 года, Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 года, на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, выдача паспортов производится при условии соответствия параметров их технического состояния техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.
По делу установлено, что решением Михайловского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года за Павлюком П.В. признано право собственности на трактор трелевочный Онежского тракторного завода марки "ТДТ-55", чокерного типа, гусеничный, оранжевого цвета, 1992 года выпуска, задний мост, двигатель, рама без номера. При этом обращаясь в суд с иском, Павлюк П.В. указал, что ФИО9 оставил ему на хранение разукомплектованный трактор марки ТДТ-55; он своими силами отремонтировал трактор, за свой счет приобрел недостающие детали, привел трактор в надлежащее состояние.
11 февраля 2016 года Павлюк П.В. обратился в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края с заявлением о регистрации и снятии с учета трактора ТДТ-55.
В результате технического осмотра машины государственным инженером-инспектором отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Приморского края обнаружены технические неисправности (нет зеркал заднего вида, стеклоочистителя, блокирующего устройства КПП, фар, подсветки номера), отсутствие заводских номеров на узлах и агрегатах, паспорта самоходной машины и других регистрационных документов.
Письмом отдела гостехнадзора с гостехинспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 9 марта 2016 года N в регистрации трактора трелевочного ТДТ-55 Павлюку П.В. отказано в связи с отсутствием оснований для вывода о соответствии параметров технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Павлюку П.В. предложено пройти сертификацию на трактор, нанести идентификационные номера на узлы и агрегаты и повторно обратиться для проведения регистрационных действий.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Павлюком П.В. не представлены при обращении в орган технадзора с заявлением о регистрации трактора "ТДТ-55" при отсутствии каких-либо идентификационных номеров на машине, наличии технических неисправностей, установленных техническим осмотром машины, какие-либо документы, подтверждающие соответствие параметров ее технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям в установленном порядке. Возможность регистрации транспортных средств в отсутствие указанных документов действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств того, что трактор "ТДТ-55", находящийся в собственности истца, подвергался ремонту без изменения его конструкции, а также, что на машине не заменялись номерные узлы и агрегаты, в орган гостехнадзора и суду не представлено.
С учетом вышеизложенного довод апелляционной жалобы о том, что судом не были исследованы и оценены доказательства, достоверно подтверждающие факт сборки копии серийно выпускаемой машины либо факт капитального ремонта с полной заменой номерных агрегатов, является необоснованным, противоречит материалам дела. Как указано выше, тот факт, что трактор перешел во владение Павлюка П.В. в разукомплектованном нерабочем состоянии, в нем отсутствовали некоторые детали, установлен решением Михайловского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года.
Ссылка в жалобе на то, что "Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники" урегулированы вопросы заполнения паспортов при отсутствии всей необходимой информации для заполнения, не ставит под сомнение законность постановленного судом решения, поскольку в настоящем случае Павлюком П.В. оспаривается отказ в регистрации транспортного средства; вопрос заполнения паспорта самоходной машины не входит в предмет обсуждения при рассмотрения настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями ст.84 КАС РФ, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлюка П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.