Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации о признании отказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в предоставлении информации незаконным по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 25 мая 2016 года, которым административный иск удовлетворен. Признан незаконным отказ Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в предоставлении Пограничному управлению ФСБ России по Сахалинской области запрашиваемой информации. На административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Беспалова Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Ковальского А.С., судебная коллегия
установила:
военный прокурор 318 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что начальником Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области направлены запросы о предоставлении сведений по выданным с 1 мая 2015 года ветеринарным сопроводительным документам для перемещения (перевозки) из Сахалинской области ловов водных биоресурсов и продукции из них (от 02.02.2016 N 21 704/13-185 и от 4.02.2016 N21/704/13-209). Однако Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области отказано в предоставлении запрашиваемой информации, поскольку, по их мнению, в запросах необходимо указывать сведения, в связи с каким расследуемым головным или административным делом, либо зарегистрированным в установленном порядке заявлением о преступлении запрашиваются сведения (ответы от 10.02.2016 N 01- 4/545, от 26.02.2016 N 01-24/858). Просит признать отказ Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в предоставлении информации незаконным, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании военный прокурор гарнизона требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям иска.
Представитель ответчика требования не признал, пояснив, что запросы о предоставлении информации не содержали в себе ссылок на какое либо производство по делу об административном правонарушении, уголовное дело, расследование или проверку, соответственно отказ правомерен и обоснован.
По делу постановленоуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда, как незаконного.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам полагает, что не имеется оснований к отмене решения суда.
Полномочия, организация и порядок деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Федеральным законом от 3 апреля1995 года N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О Федеральной службе безопасности". Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" на Федеральную пограничную службу Российской Федерации возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
Предметом государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов является соблюдение и выполнение лицами, осуществляющими на законных основаниях деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, в открытом море.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих рыболовство, информацию, необходимую для выполнения задач по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, включающую отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, об уловах водных биологических ресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, утвержденным Приказом ФСБ России от 25 декабря 2012 года N 675 (ред. от 15.09.2015).
В ходе реализации указанных выше функции должностные лица органов ФСБ вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года N 170 (ред. от 02.04.2015) направляет информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию органам исполнительной власти Приморского края и Сахалинской области, органам местного самоуправления, территориальным органам иных федеральных органов исполнительной власти и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, необходимую для реализации полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из приведенных выше правовых положений следует, что федеральная служба безопасности вправе проводить проверки исполнения требований федеральных законов контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также требовать от руководителей и других должностных лиц, включая Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, предоставления необходимых документов, материалов или информации, необходимых для выявления и устранения нарушений закона.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении ветеринарных сопроводительных документов, выданных административным ответчиком ООО "Дельта", ООО "Морион", ООО "Натали", ООО "Рыбопромышленная компания, ООО "Санди", ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат", ООО "Новое время" о перемещении указанными компаниями из Сахалинской области уловов водных биологических ресурсов в 2015 году, препятствует реализации выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, получение информации федеральным законом не ставит в зависимость от наличия возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении.
Получение доказательств в рамках оперативно-розыскной деятельности, в ходе производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, регулируется специальными процессуальными процедурами, которые не регулируются порядком получения информации во исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Поскольку служба в ФСБ является видом государственной службы, то в силу статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на должностных лиц такой службы возложен запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах, ссылки в апелляционной жалобе о служебном характере запрашиваемой информации, связанной с деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, препятствующей направление ее в органы федеральной службы безопасности вне рамок оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел либо дел об административных правонарушения, и без ссылок на нормы закона, основано на ошибочном толковании закона. Причины, послужившие основанием к получению информации, изложены в запросе
Учитывая, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, то должностные лица Управления Россельхознадзор обязаны знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
При таких обстоятельствах, решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.