Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-506/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: САВЕЛЬЕВА И.Г.,
СУДЕЙ: ПОСТНИКОВА В.Н.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Хлудневе А.А.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков на решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 мая 2016 года по административному исковому заявлению Е. в интересах
Л. Р.Б.
о признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области об отказе в принятии военнослужащего на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения представителя административных ответчиков Филатова А.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Л. проходит военную службу по контракту, заключённому на один год сверх предельного возраста пребывания на военной службе - по 11 августа 2016 года.
Исходя из срока поступления на военную службу, он относится к категории военнослужащих, которым, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в случае признания их нуждающимися в жилом помещении, федеральным органом исполнительной власти предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области от 12 апреля 2016 года (протокол N 5), куда Л. обратился с соответствующим заявлением 1 февраля 2016 года, ему было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Санкт-Петербурге на основании п.п.2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Из содержания указанного решения жилищной комиссии видно, что основанием для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства послужило то обстоятельство, что Л. по месту службы обеспечен жилым помещением более учётной нормы, предусмотренной в избранном месте жительства.
Обращаясь в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, представитель Л. полагал, что наличие жилого помещения по месту службы его доверителя не может служить основанием для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
В связи с этим представитель административного истца просил суд:
- признать решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области от 12 апреля 2016 года (протокол N 5) об отказе в принятии Л. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Санкт-Петербурге незаконным;
- обязать жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Псковской области отменить решение от 12 апреля 2016 года (протокол N 5) в части, касающейся Л., и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Указанные требования Л. гарнизонным военным судом были удовлетворены полностью на том основании, что в избранном месте жительства административный истец жилья не имеет.
В апелляционной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ по Псковской области просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Л..
Автор жалобы указывает, что ПУ ФСБ по Псковской области уже предоставило административному истцу по месту службы квартиру по договору социального найма на состав семьи из двух человек общей площадью 46,2 кв. м., то есть выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства (г. Санкт-Петербург). Данное обстоятельство, по мнению представителя административных ответчиков, в силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 51 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 не давало права Л. претендовать на получение жилья в избранном месте жительства за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Право военнослужащих-граждан на обеспечение жилыми помещениями закреплено в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок признания их нуждающимися в жилых помещениях, в том числе в избранном месте жительства, установлен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", которым утверждены соответствующие Правила.
В соответствии с п. 1 указанных Правил, в редакции, действовавшей на момент принятии жилищной комиссией оспариваемого решения, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта1 статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 этих же Правил предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта1 статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства- по избранному постоянному месту жительства.
Принимая решение об отказе в принятии Л. на учёт нуждающихся в обеспечении жильём в избранном месте жительства, жилищная комиссия руководствовалась указанными нормами правил, при этом не учла положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающего возможность получения военнослужащими жилья в избранном месте жительства независимо от обеспечения их жильём по месту службы.
О таком праве военнослужащих свидетельствует содержание п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором прямо указано, что документы о сдаче военному ведомству жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, при решении вопроса о признании таких военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях в избранном месте жительства не должно приниматься во внимание ранее предоставленное военным ведомством по месту прохождения службы постоянное жилье, возможность сдачи которого не утрачена.
Вопреки доводам жалобы, буквальное применение положений статьи 51 ЖК РФ в отношении военнослужащих и членов их семей, обеспеченных военным ведомством по месту службы по нормам предоставления постоянным жильем, без учета особенностей, установленных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически исключает возможность реализации ими права на обеспечение жильем в избранном месте жительства, что в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона недопустимо.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо препятствий для сдачи Л. занимаемой по договору социального найма квартиры предоставленной ему по месту службы.
Не имеется в материалах дела и доказательств, свидетельствующих о наличии у Л. или членов его семьи, с которыми он претендует на обеспечение жильём в избранном месте жительства, жилых помещений в г. Санкт-Петербурге.
При таких условиях гарнизонный военный суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии.
Поскольку основания к отмене либо изменению обжалуемого решения отсутствуют, окружной военный суд считает необходимым оставить его без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 мая 2016 года по административному исковому заявлению Е. в интересах Л.Р.Б. о признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Псковской области об отказе в принятии военнослужащего на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.