Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 06 сентября 2016 г. по делу N 33а-571/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Гогина А.В.,
судей:
Царькова В.Н.,
Ершова К.Г.,
при секретаре
Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 10 июня 2016 года по заявлению
Бычкова И.В.
об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г., объяснения административного истца и его представителя адвоката Сайчика В.В., поддержавших жалобу, а также возражения представителя начальника и жилищной комиссии Управления Иванова И.В. относительно её удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии Управления от 25 января 2016 года (протокол N1) Бычкову отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ.
Полагая свои права нарушенными, Бычков обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение жилищной комиссии Управления, признать за ним право на включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства - Санкт-Петербурге и обязать жилищную комиссию Управления принять его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства и включить в такой реестр.
Решением гарнизонного военного суда от 10 июня 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Проанализировав нормы статей 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также статей 52 и 54 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности оспариваемого решения жилищной комиссии Управления.
При этом суд указал, что Бычков не может быть обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, поскольку утратил возможность сдачи квартиры, полученной ранее от Министерства обороны РФ.
В апелляционной жалобе Бычков выражает несогласие с принятым решением и просит его отменить.
Анализируя положения статей 40, 59 и 71 Конституции Российской Федерации, пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденные приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N590, автор жалобы указывает, что имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в избранном месте жительства, при этом для принятия решения о постановке его на жилищный учет справка о сдаче жилого помещения не требуется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает оставить решение без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом допущено не было.
Из материалов дела следует, что в 1989 году проходивший военную службу в Министерстве обороны Бычков с составом семьи три человека был обеспечен по установленным нормам жилым помещением для постоянного проживания, расположенным по адресу: Выборгский район, пос. ххххх, дом хх, квартира хх, жилой площадью хх,х кв. м.
Таким образом, государство в полной мере выполнило обязательство по обеспечению Бычкова надлежащим жилым помещением.
При этом, согласно ордеру от 29 декабря 1989 года N787/3, жилое помещение, ответственным съемщиком которого являлся Бычков И.В., к служебному жилью отнесено не было.
Из содержания пункта 14 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N285, действовавшего до июня 2000 года, следует, что на переведенного к новому месту службы Бычкова возлагалась обязанность сдачи квартирно-эксплуатационным органам Министерства обороны жилой площади по прежнему месту службы.
Вопреки этому требованию, в 1994 году Бычков выехал из этого жилого помещения в связи с убытием к новому месту военной службы, установленным порядком квартиру не сдал, оставив её родственникам.
В ноябре 2009 года административный истец расторг брак с Б.Е.Г., а в сентябре 2011 года - дал согласие бывшей супруге и сыну на приватизацию указанной квартиры.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Абзацем третьим пункта 1 статьи15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривается, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу первому пункта 14 статьи15 названного выше Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014г. N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащим месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких данных утрата Бычковым права пользования жилым помещением, предоставленным ему в период прохождения военной службы в поселке ххххх, обусловленная отказом административного истца от приватизации квартиры и оставлением ее бывшей супруге и сыну без сдачи установленным порядком, то есть причинами, связанными с его волеизъявлением, не свидетельствует о наличии у него права на повторное обеспечение жильем за счет государства.
Следовательно, Бычков не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства исходя из обеспеченности его жильем за счет государства по установленным нормам.
Последующее обеспечение его жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас), а не ФСБ России.
При таких обстоятельствах Бычков не подлежит обеспечению жильем названным федеральным органом исполнительной власти, а принятое жилищной комиссией Управления оспариваемое решение от 17 марта 2016 года (протокол N3) об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства соответствует требованиям действующего законодательства.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 10 июня 2016 года по заявлению Бычкова И.В. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.