Судья Саратовского областного суда Совкич А.П.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" на решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 20 июня 2016 года по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области (далее - Росприроднадзора по Саратовской области) от 17 марта 2016 года N 13 открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Саратовнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что ОАО "Саратовнефтегаз" при эксплуатации скважины N 11 Перелюбского месторождения в Краснокутском районе Саратовской области не соблюдены требования, установленные статями 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации по предотвращению и не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, а также не выполнены обязательные мероприятия, предусмотренные частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, повлекшие ухудшение качественного состояния почвы в результате её загрязнения нефтепродуктами и хлоридами и сульфатами в концентрациях превышающих фоновые показатели.
Решением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 20 июня 2016 года постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Саратовской области оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовской областной суд, ОАО "Саратовнефтегаз" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на допущенные административным органом нарушения процедуры отбора проб почвы. Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между загрязнением участка и хозяйственной деятельностью общества, указывает, что в месте выявленного загрязнения, хозяйственная деятельность осуществляется СХПК "Красноармеец".
В судебном заседании защитник ОАО "Саратовнефтегаз" Амельяненко Р.В., действующий на основании доверенности от 15 августа 2016 года N 120, поддержал доводы жалобы.
Представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу, Скиданова Д.П., действующая на основании доверенности от 25 августа 2016 года, в судебном заседании возражала против доводов жалобы.
Законный представитель ОАО "Саратовнефтегаз" извещён о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, в рассмотрении жалобы принимает участие защитник юридического лица, в связи с чем, руководствуясь статьёй 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды".
Статьёй 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объектом данного правонарушения являются охрана и рациональное использование земель (почвы).
В постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Содержание данной компетенции должно раскрываться с учётом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).
Из материалов дела следует, что ОАО "Саратовнефтегаз" осуществляет пользование земельным участком с кадастровым номером 64:24:09 02 02:0003 в рамках выполнения работ и оказания услуг по договору от 30 декабря 2015 года N 33960-60/15-17 и в соответствии с договором аренды имущества (промышленных объектов Перелюбского участка недр) от 23 декабря 2014 года N 91-ЛТМ.
Земельный участок используется в целях эксплуатации объектов нефтяной скважины N 11 Перелюбского месторождения, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земли иного специального назначения, общей площадью 10 001 квадратный метр. В пределах участка расположены: скважина N 11 Перелюбская, устройство прямого подогрева нефти, 2 резервуара РГС-50 и РГС-60, внутрипромысловые технологические трубопроводы, подъездная дорога к скважине.
03 февраля 2016 года в рамках осмотра территории, прилегающей к объектам эксплуатации скважины N 11 Перелюбского месторождения специалистом экспертной организации - филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (аттестат аккредитации RA.RU.21АБ45 от 06 мая 2015 года выдан Федеральной службой аккредитации) для определения качества был произведён отбор почвы.
Координаты места отбора проб северная широта 51 град. 77 мин. 176 сек. восточная долгота 050 град. 41 мин. 52,7 сек. установлено, что ОАО "Саратовнефтегаз" при выполнении работ допустило загрязнение земель.
В результате количественного химического анализа данных проб грунта N 1/1 от 12 февраля 2016 года установлено, что содержание нефтепродуктов в грунте на скважине N 11 Перелюбского месторождения составило в пробе N 1 - 34 000 мг/кг, в пробе N 2 - 450 мг/кг. Согласно количественному химическому анализу данных от 10 марта 2016 года содержание загрязняющих веществ составляет в районе скважины N 11 Перелюбского месторождения нефтепродуктов - 11 380 мг/кг (пробная площадка N 3, проба N 6), 124 750 мг/кг (пробная площадка N 4, проба N 7).
Указанные обстоятельства послужили основанием привлечения ОАО "Саратовнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "Саратовнефтегаз" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом отбора проб, протоколами испытаний и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении административным органом при проведении административного процедуры отбора проб почвы являются необоснованными.
Статьей 26.5 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что отбор проб почв произведён в строгом соответствии с положениями статей 26.4, 26.5, 27.10 КоАП РФ. Учитывая, что отбор проб почв производился 03 февраля 2016 года, наличие у ОАО "Саратовнефтегаз" договорных отношений с ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" с 04 февраля 2016 года не может служить основанием для вывода о недопустимости указанного доказательства.
Как следует из определения понятия административного правонарушения, установленного в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное деяние может быть совершено юридическим лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что административным органом и судом неправильно квалифицированы действия общества по указанной статье КоАП РФ, также являются необоснованными исходя из следующего.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, заключается в порче земель (действии) в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что ОАО "Саратовнефтегаз" допустило факт порчи земельного участка в результате осуществления хозяйственной деятельности опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства.
Иные доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица и суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом или судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. Должностным лицом и судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 20 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" - без удовлетворения.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.