Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Сливиной З.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Дында С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ в Балаковском районе) о признании решения и протокола незаконными, включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии, по апелляционной жалобе УПФ в Балаковском районе на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 03 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дында С.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. УПФ не включило ей в стаж педагогической деятельности периоды: работы в должности воспитателя группы продленного дня Средней общеобразовательной школы "данные изъяты" с 15.08.1989 года по 15.08.1990 года и период работы в должности воспитателя группы продленного дня в "данные изъяты" средней школе с 25.01.1994 года по 31.08.1994 года. Считала данное решение и протокол УПФ в Балаковском районе незаконными, просила включить указанные периоды в ее специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию с 24.12.2015 года, то есть со дня обращения за ее назначением.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилрешение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными решение УПФ в Балаковском районе N 372 от 24.02.2016 года об отказе Дында С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан N 358 от 24.02.2016 года в части исключения периода работы в должности воспитателя группы продленного дня Средней общеобразовательной школы "данные изъяты" с 15.08.1989 года по 30.03.1990 года и периода работы в должности воспитателя группы продленного дня в Бартеневской средней школе с 25.01.1994 года по 31.08.1994 года.
На УПФ в Балаковском районе возложена обязанность включить Дында С.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности воспитателя группы продленного дня Средней общеобразовательной школы N с 15.08.1989 года по 30.03.1990 года и период работы в должности воспитателя группы продленного дня в "данные изъяты" средней школе с 25.01.1994 года по 31.08.1994 года, назначить досрочную страховую пенсию с 24.12.2015 года.
В апелляционной жалобе УПФ в Балаковском районе просит решение суда отменить в части возложения обязанности включить в специальный стаж Дында С.В. период работы с 15.08.1989 года по 15.08.1990 года, поскольку в указанный период времени у Дында С.В. отсутствует факт непосредственного выполнения трудовых обязанностей по должности, на которую она были принята. Указывает также, что вопреки выводам суда, в материалах дела имеются доказательства нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком после 30.03.1990 года.
На доводы апелляционной жалобы Дында С.В. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Дында С.В. полагала решение суда законным.
Представитель УПФ в Балаковском районе извещен надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В пп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В п. 1.1 Списка от 29.10.2002 года N781, раздел "Наименование учреждений", в числе общеобразовательных учреждений указаны школы всех наименований. В п.1 Списка, раздел "Наименование должностей", указан воспитатель.
В п. 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, от 17.12.1959 года N 1397 поименованы начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования и воспитатели-руководители (воспитатели).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2005 года N 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей "воспитатель группы продленного дня" наименованию должности "воспитатель".
Из трудовой книжки истца следует, что 15.08.1989 года она была принята на работу воспитателем группы продленного дня в Среднюю школу N, откуда уволена 01.08.1990 по собственному желанию.
На основании приказа N47 от 12.09.1989 года Дында С.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижении им 1 года с 15.08.1989 года по 30.03.1990 года.
Обстоятельство нахождения Дында С.В. в указанном отпуске с 15.08.1989 года по 30.03.1990 года подтверждается справкой, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной МАОУ "Основная общеобразовательная школа N им. майора ФИО8" г. Балаково Саратовской области 03.06.2015 года.
Согласно архивной справке архивного отдела МКУ Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу Балаковского района Саратовской области от 01.04.2014 года Дында С.В. с сентября 1989 года по март 1990 года производилось начисление пособия по уходу за ребенком. С апреля 1990 года какие-либо начисления, в том числе и заработной платы, Дында С.В. не производились.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ N3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
На основании приведенных выше доказательств и руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж Дында С.В. периода ее работы в должности воспитателя группы продленного дня в Средней общеобразовательной школе N с 15.08.1989 года по 30.03.1990 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта непосредственного выполнения истцом трудовых обязанностей перед предоставлением отпуска по уходу за ребенком по должности, на которую она была принята, не могут повлечь отмены решения суда в указанной части, поскольку согласно сведениям из трудовой книжки и иных документов, имеющихся в материалах дела, Дында С.В. принята воспитателем группы продленного дня в среднюю школу с 15.08.1989 года, а в соответствии с требованиями действующего в то время законодательства отпуск по уходу за ребенком подлежал зачету в стаж работы по специальности.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части включения в педагогический стаж Дында С.В. периода работы с 31.03.1990 года по 15.08.1990 года не принимаются во внимание, в связи с тем, что указанный период не включен судом истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение районного суда не обжалуется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 03 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.