Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Тузове Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Исаевой Н.И. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Панжукову А.М., Нарожновой Н.И. о признании недействительными межевого плана, постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность, прекращении права собственности на земельный участок по частной жалобе кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Земпроект" на частное определение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Исаевой Н.И. -
Бурметьевой С.А., представителя Нарожновой Н.И. - Ильичевой А.С., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Исаева Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Панжукову А.М., Нарожновой Н.И. о признании недействительными межевого плана, постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность, прекращении права собственности на земельный участок.
Решением суда от 11 мая 2016 года исковые требования удовлетворены, суд обязал Нарожнову Н.И. устранить Исаевой Н.И. препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 64:32:024202:873 путем демонтажа забора, установленного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" от точки 8 до точки 9, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
Кроме того, решением суда признано недействительным постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от
04 октября 2011 года N о предоставлении Панжукову А.М. в собственность бесплатно земельного участка N площадью 592 кв.м, находящегося в
СНТ "Нефтяник-2";
признан недействительным межевой план от 22 ноября 2011 года по образованию земельного участка с кадастровым номером N, из ГКН исключены сведения о существовании участка;
прекращено право собственности Нарожновой Н.И. на указанный земельный участок, признана отсутствующей запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Нарожновой Н.И. на земельный участок.
С ответчиков в пользу истца и в пользу экспертного учреждения взысканы судебные расходы.
11 мая 2016 года по делу вынесено частное определение в отношении руководителя ООО "Земпроект".
В частном определении указано, что при рассмотрении гражданского дела судом установлены нарушения Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", допущенные кадастровым инженером ООО "Земпроект" Комаровым В.М. при проведении кадастровых работ.
Кадастровым инженером Комаровым В.М. осуществлялись кадастровые работы по формированию земельного участка истца Исаевой Н.И. с кадастровым номером N и земельного участка ответчика Нарожновой Н.И. с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес" В границы земельного участка с кадастровым номером N кадастровым инженером включены частично земли государственного лесного фонда и частично земли общего пользования СНТ "Нефтяник-2", посредством которых осуществлялся доступ к земельному участку истца. Данные нарушения привели к созданию истцу препятствий в пользовании земельным участком после установки ответчиком забора по границам принадлежащего ей участка.
В частной жалобе Комаров В.М. (будучи руководителем ООО "Земпроект") просил частное определение отменить.
По утверждению автора жалобы, судом сделан необоснованный вывод о нарушении кадастровым инженером норм действующего законодательства. Образование земельных участков производилось кадастровым инженером на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков, являющейся неотъемлемой частью межевого плана. Кадастровый инженер не имел возможности произвольно предусматривать какие-либо пути подхода к земельным участкам, изменять границы земельных участков, согласованные органом местного самоуправления. Указывает, что на момент подготовки межевого плана на кадастровой карте местности, где расположен земельный участок с кадастровым номером N, отсутствовали сведения о том, что в состав образуемого земельного участка входят земли лесного фонда и места общего пользования.
Выслушав позицию представителя Исаевой Н.И. - Бурметьевой С.А., представителя Нарожновой Н.И. - Ильичевой А.С., изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает определение суда не подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В п.п. 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка в собственность) указано, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соовтетствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту-закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в действующем законодательстве понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 закона).
Статья 38 закона (части 1, 5, 10) предусматривает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" были утверждены Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 21 указанных Требований межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно п. 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
В п. 57 Требований отражено, что в графе "3" раздела "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" указываются:
кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам;
слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования;
кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова "(земельный участок общего пользования)" или слова "(расположен в границах территории общего пользования)" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.
Исходя из приведенных правовых норм, кадастровый инженер при подготовке межевого плана земельных участков с кадастровыми номерами N обязан был изучить не только кадастровый план территории, но и иные документы, позволяющие установить характер расположения земельных участков на территории СНТ относительно других участков и мест общего пользования, включая план территории СНТ, выехать на место, установить, каким образом осуществляется пользование земельными участками, как обеспечивается доступ к образуемым земельным участком.
При невозможности формирования участков в соответствии со схемой, утвержденной органом местного самоуправления, кадастровый инженер вправе был отказаться от проведения кадастровых работ, сообщив об этом заказчику с указанием причин отказа от их проведения.
Требования действующего законодательства не были учтены кадастровым инженером при подготовке межевых планов земельных участков с кадастровыми номерами N, что повлекло нарушение прав истца.
С учетом положений ст. 226 ГПК РФ у суда первой инстанции имелись основания для вынесения частного определения в адрес руководителя
ООО "Земпроект", в связи с чем частное определение по доводам поданной жалобы не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 331, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
частное определение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.