Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Садовой И.М.,
при секретаре Белохвостовой О.С.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Катилевской Н.В., Дмитриевой Т.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о возложении обязанности, связанной с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 08 июля 2016 года, которым исковые заявления удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения истца Катилевской Н.В., третьего лица Горбачевой О.Н., возражавших против доводов жалоб, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалоб, возражения относительно них, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Катилевской Н.В. и Дмитриевой Т.В. обратился в суд с исками к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), комитету по управлению имуществом города Саратова, в которых просил обязать ответчиков предоставить Катилевской Н.В. на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 44,9 кв.м, состоящее из двух комнат, находящее в черте города Саратова, а Дмитриевой Т.В. на состав семьи из семи человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 47,8 кв.м, в том числе жилой площадью 31,8 кв.м, состоящее из двух комнат, находящее в черте города Саратова
Требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом, в котором на условиях социального найма проживают истцы, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени вопрос об отселении жильцов не разрешен.
Определением Фрунзенского районного суда города Саратова от 30 июня 2016 года дела по указанным искам объединены в одно производство.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 08 июля 2016 года исковые заявления удовлетворены частично. На администрацию МО "Город Саратов" возложена обязанность по предоставлению Катилевской Н.В. на семью из трех человек, а также Дмитриевой Т.В. на состав семьи из семи человек по договорам социального найма равнозначных ранее занимаемым благоустроенных жилых помещений в черте города Саратова. В удовлетворении исковых требований, заявленных к комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, отказано.
В апелляционных жалобах комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация МО "Город Саратов" просят решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов указывают на отсутствие оснований для предоставления истцам жилых помещений, поскольку не соблюдена процедура признания жилого дома непригодным для проживания, данный дом не включен в программу "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", а также ввиду непредставления истцами доказательств, подтверждающих признание их нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
В возражениях на апелляционные жалобы прокуратура Фрунзенского района города Саратова просит решение оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Представитель сектора опеки по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом города Саратова не обжалуется, решение подлежит проверке только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного постановления в части удовлетворения исковых требований к администрации МО "Город Саратов" в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Катилевская Н.В. является нанимателем двух комнат в коммунальной квартире общей площадью 66,5 кв.м, в том числе жилой площадью 33,5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Совместно с ней в жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя проживают и зарегистрированы: сын - Катилевский Д.А., дочь - Катилевская Д.А. (л.д. 41-42, 51).
Дмитриева Т.В. на основании договора социального найма от 02 мая 2012 года является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 47,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы и проживают члены её семьи: Горбачев А.В., Горбачева О.Н., Пархоменко М.А., Горбачева А.А., Горбачев Д.Р. и Горбачев Д.Р. (л.д. 67, 88-89).
Жилые помещения, нанимателями которых являются Катилевская Н.В. и Дмитриева Т.В., находятся в муниципальной собственности.
Согласно заключению N 35/12 от 14 декабря 2012 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вышеназванный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.145-147).
Распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 20 сентября 2013 года N 439-р собственникам помещений в данном доме указано на необходимость произвести отселение из занимаемых помещений в течение трёх месяцев со дня издания распоряжения, а также произвести снос дома до 01 августа 2014 года. Кроме того, указано на необходимость администрации Фрунзенского района и комитета по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в названном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (л.д. 15-16).
До настоящего времени вопрос об отселении семей Катилевской Н.В. и Дмитриевой Т.В. из занимаемых ими жилых помещений не разрешен.
Исходя из вышеназванных обстоятельств, руководствуясь ч. 3 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 57, ст.ст. 85, 87, ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию МО "Город Саратов" обязанности по предоставлению истцам вне очереди жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Порядок признания граждан малоимущими в Саратовской области определен Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции Закона Саратовской области от 28 мая 2008 года N 127-ЗСО), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения (ст. 5 Закона).
Таким образом, выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семьи истцов не относятся к категории малоимущих граждан, являются ошибочными, как не основанные на положениях действующего законодательства.
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы и члены их семей не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Как следует из материалов дела Катилевская Н.В. и Дмитриева Т.В. в собственности каких-либо жилых помещений не имеют.
Между тем, несмотря на разъяснения судебной коллегии о необходимости предоставления стороной истцов доказательств, подтверждающих объективную нуждаемость истцов и членов их семьи в жилых помещениях и отнесение их к категории малоимущих граждан, таковых доказательств представлено не было.
Напротив, из ответа администрации Фрунзенского района от 30 сентября 2016 года, принятого судебной коллегией в качестве нового доказательства в целях установления юридически значимых обстоятельств, следует, что истцы и члены их семей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в администрации Фрунзенского района не состоят.
Достаточных доказательств, подтверждающих, что дальнейшее проживание в доме, где проживают истцы, создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, материалы дела не содержат.
Сам факт издания распоряжения органа местного самоуправления о проведении мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в вышеназванном доме на условиях социального найма, других жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, не свидетельствует о наличии оснований для внеочередного предоставления истцам жилого помещения.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для понуждения органа местного самоуправления к предоставлению истцам жилых помещений во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными и повлияли на исход рассмотрения дела.
На основании изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Город Саратов" (п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 08 июля 2016 года в части удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Катилевской Н.В. и Дмитриевой Т.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.