Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Щипуновой М.В.,
при секретаре Стрельцовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Жарковой Л.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Романовском районе Саратовской области (далее - УПФ) о включении в специальный стаж спорных периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе УПФ в Романовском районе на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 05 июля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Жарковой Л.Е. удовлетворить.
Включить в льготный стаж периоды работы Жарковой Л.Е. в учреждении для детей с 25.08.1989 года по 31.08.1995 года в должности старшей пионервожатой.
Признать право Жарковой Л.Е. на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в образовательном учреждении в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать УПФ назначить Жарковой Л.Е. досрочную страховую пенсию по старости и выплачивать с момента обращения за её назначением - 26.04.2016 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Жаркова Л.Е. обратилась в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), мотивируя требования тем, что решением ответчика от 12.05.2016 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. УПФ не включило ей в стаж педагогической деятельности период работы в должности старшей пионервожатой с 25.08.1989 года по 31.08.1995 года. Полагала данное решение УПФ незаконным, просила включить указанный период работы в ее специальный стаж, признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения за ее назначением - 26.04.2016 года.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ Лежнева Е.В. поддержала доводы жалобы.
Жаркова Л.Е., её представитель извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 (в редакции от 26.05.2009 г.) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781). Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жаркова (до вступления в брак ФИО11) Л.Е. с 25.08.1989 года по 31.08.1995 года работала в должности старшей пионервожатой в "данные изъяты" средней школе.
26.04.2016 года Жаркова Л.Е. обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с наличием 25 лет педагогического стажа.
Решением УПФ N 58 от 12.05.2016 года истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, который был определен ответчиком в размере 20 лет 07 месяцев 26 дней.
В специальный стаж Жарковой Л.Е. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ не был включен спорный период работы по тем основаниям, что должность старшей пионервожатой не предусмотрена Списком от 29.10.2002 года N781, Списком от 06.09.1991 года N463, а также Перечнем от 17.12.1959 г. N1397.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконным указанного решения в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы в должности старшей пионервожатой с 25.08.1989 года до 01.10.1993 года в "данные изъяты" средней школе.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Списком, утвержденными постановлением Правительства РФ N 781, не предусмотрено включение в специальный стаж работникам просвещения периода их работы в должности пионервожатых.
Не предусмотрено включение такого периода в специальный стаж и ранее действовавшими Списком N 463 от 06.09.1991 года и Списком N 1067 от 22.09.1999 года, введенным в действие с 01.11.1999 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктами 2 и 4 которого было предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Однако в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953 постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 не подлежит применению на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что на момент обращения Жарковой Л.Е. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, исключение из педагогического стажа истца периода работы в должности старшей пионервожатой с 25.08.1989 года до 01.10.1993 года является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с правильным по существу решением суда о включении в специальный стаж Жарковой Л.Е. периода ее работы в "данные изъяты" средней школе с 01.10.1993 года по 31.08.1995 года, полагая, что оно не может быть отменено по формальным основаниям (ч.6 ст.330 ГПК РФ).
Действительно, как было указано выше, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, предусматривающее возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности пионервожатого, не подлежит применению на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года N 8-П следует, что изменение законодателем ранее установленного правового регулирования не будет признано нарушением гарантированных прав граждан, когда сохранена разумная стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае предоставления гражданам возможности посредством установления временного регулирования в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Федеральный законодатель обеспечил необходимую стабильность в правовом регулировании и создал истице возможность адаптироваться к изменившимся условиям пенсионного обеспечения, о чем указывает наличие в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, в Списке которого отсутствует должность старшей пионервожатой, положений о возможности зачета в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должности старшей пионервожатой (пункт 3 данного Постановления). Данный переходный период существовал до 01.10.1993 года, в связи с чем истица, будучи осведомленной о невключении должности старшей пионервожатой в соответствующий список к постановлению Совета Министров РСФСР N 463, имела достаточное время для принятия мер для своего трудоустройства на иную должность, работа в которой давала право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом изложенного, период работы Жарковой Л.Е. с 01.10.1993 года по 31.08.1995 года в должности пионервожатой не подлежал включению в ее специальный стаж.
Однако, как следует из материалов дела, Жаркова Л.Е. с 01.10.1993 года по 31.08.1995 года помимо выполнения обязанностей по штатной должности пионервожатой выполняла в вышеуказанный период обязанности воспитателя, что подтверждено архивной справкой N352 от 03.06.2016 г., в которой она указана в тарификации в качестве воспитателя и оплате труда за выполнение данной обязанности (л.д.17 -22). Из представленной в суд апелляционной инстанции копии журнала группы продленного дня на 1994/1995 учебный год следует, что воспитателем данной группы являлась истица.
В Списке N 781 указаны должность воспитателя и школы всех наименований.
В пп. "а" п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила N 781).
Согласно п.3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В п. 4 Правил N 781 установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Учитывая, что 26.04.2016 года Жаркова Л.Е. обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, а в это время действовали Правила N 781, у ответчика отсутствовали основания для отказа включить истице в её специальный стаж спорный период, когда она выполняла обязанности воспитателя без занятия штатной должности и не имелось необходимости выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
При таких обстоятельствах выводы районного суда об удовлетворении исковых требований являются правомерными.
Таким образом, оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Романовском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.