Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Стрельцовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - администрация ММР) о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внесения изменения в распоряжение, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим
по апелляционному представлению и.о. Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области Желанова А.В. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 03 августа 2016 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика Шадриной М.А., возражавшей против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей об отмене решения суда, изучив доводы представления, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации ММР о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим,
Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией ММР требований Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" установлено, что 26 ноября 2015 года "данные изъяты" являясь заместителем главы администрации, председателем комитета образования администрации ММР, занимая главную должность муниципальной службы, пользуясь своим служебным положением, дала указание начальнику отдела по вопросам материально-технического обеспечения комитета образования администрации ММР (далее по тексту - ОВМТО комитета образования АММР) "данные изъяты" уволить с 26 ноября 2015 года без двухнедельной отработки с должности техника всех специальностей "данные изъяты" и принять на его должность ее мужа "данные изъяты" В связи с трудоустройством "данные изъяты" в подведомственное ей учреждение, в ее действиях, как заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР, имеется конфликт интересов, ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, что является правонарушением, влекущим увольнение с занимаемой должности. По факту выявленных нарушений законодательства межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации ММР вынесено представление "Об устранении нарушений ФЗ "О противодействии коррупции", по итогам рассмотрения которого распоряжением администрации ММР N 113-р/л от 25 марта 2016 года "данные изъяты" в связи с совершением ею вышеуказанного дисциплинарного проступка, объявлен выговор.
Полагая, что указанное распоряжение администрации ММР противоречит положениям федерального законодательства, с учетом изменений, произведенных в порядке ст. 39 ГПК РФ, Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации просил признать незаконным распоряжение администрации ММР N 113-р/л от 25 марта 2016 года "О наложении дисциплинарного взыскания на "данные изъяты"." в части применения дисциплинарного взыскания в виде выговора, обязать администрацию ММР внести изменения в распоряжение администрации ММР N 113-р/л от 25 марта 2016 года "О наложении дисциплинарного взыскания на "данные изъяты" путем замены в результативной части словосочетания "объявить выговор "данные изъяты" заместителю главы администрации, председателю комитета образования администрации муниципального района" на словосочетание "уволить в связи с утратой доверия "данные изъяты" заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации муниципального района", обязать администрацию Марксовского муниципального района расторгнуть с муниципальным служащим заместителем главы администрации, председателем комитета образования администрации муниципального района "данные изъяты" трудовой договор от 26 июня 2015 года по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции" и ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена "данные изъяты"
Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 03 августа 2016 года в удовлетворении иска отказано.
И.о. Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области Желанов А.В. в апелляционном представлении ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы искового заявления, выражает несогласие с выводами суда.
От представителя ответчика поступили возражения на апелляционное представление, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения, апелляционного представления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области и привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица "данные изъяты" будучи извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционного представления, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
На основании ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В силу ч. 2.1, 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Согласно ч. 1, 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В силу ст. 192 ТК РФ, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Судом установлено, что на основании трудового договора с муниципальным служащим N 9 от 26 июня 2015 года "данные изъяты" поступила на муниципальную службу в администрацию Марксовского муниципального района с назначением на должность муниципальной службы заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР с 29 июня 2015 года.
Распоряжением администрации ММР от 29 июня 2015 года N 303-р/л "данные изъяты" назначена на должность заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР.
В соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2007 года N 157-ЗСО должность заместителя главы администрации относится к главной должности муниципальной службы.
В ходе проведения проверки соблюдения администрацией ММР требований Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" установлено, что 26 ноября 2015 года "данные изъяты" являясь заместителем главы администрации, председателем комитета образования администрации ММР, занимая главную должность муниципальной службы, пользуясь своим служебным положением, дала указание начальнику ОВМТО комитета образования АММР "данные изъяты" уволить с 26 ноября 2015 года без двухнедельной отработки с должности техника всех специальностей "данные изъяты". и принять на его должность ее мужа "данные изъяты"
Согласно свидетельству о заключении брака "данные изъяты". и "данные изъяты" 05 августа 1995 года и на момент рассмотрения спора судом состоят в браке.
Приказом N 52-л/с от 01 декабря 2015 года "данные изъяты" принят работу на должность техника всех специальностей ОВМТО комитета образования администрации ММР.
04 марта 2016 года в адрес главы администрации ММР Марксовским межрайонным прокурором вынесено представление об устранении нарушений Федерального закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" с требованием рассмотреть вопрос о привлечении в соответствии со ст. 192 ТК РФ, ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ к дисциплинарной ответственности заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР "данные изъяты" с применением к ней дисциплинарного наказания в виде увольнения за допущенные нарушения законодательства РФ, а также ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Распоряжением администрации ММР от 17 марта 2016 года N 129-р на основании представления Марксовского межрайонного прокурора назначено проведение служебной проверки, по итогам которого распоряжением администрации ММР от 25 марта 2016 года N 113-р/л "О наложении дисциплинарного взыскания на "данные изъяты" заместитель главы администрации, председатель комитета образования администрации ММР "данные изъяты" на основании доклада о результатах проверки проведенной ответственным должностным лицом отдела муниципальной службы и кадровой работы администрации ММР за профилактику коррупционных правонарушений от 14 марта 2016 года, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ММР и урегулированию конфликта интересов N 1 от 15 марта 2016 года, заключения комиссии по проведению служебной проверки администрации ММР от 18 марта 2016 года, руководствуясь Уставом Марксовского муниципального района, за несвоевременное уведомление главы администрации ММР о возможном возникновении конфликта интересов при трудоустройстве супруга в подведомственное ей ОВМТО комитета образования АММР, при наличии конфликта интересов, с учетом принятия ею мер по урегулированию конфликта интересов, в виде увольнения "данные изъяты" по собственному желанию из ОВМТО комитета образования АМРР, с учетом представления Марксовского межрайонного прокурора от 04 марта 2016 года, объявлен выговор.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что указанное дисциплинарное взыскание правомерно наложено на "данные изъяты" с учетом норм действующего законодательства, характера и степени её вины, фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия, учитывая, что срок привлечения "данные изъяты" к дисциплинарной ответственности в виде увольнения на момент рассмотрения дела в суде истек, находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы апелляционного представления основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, что основанием для отмены решения не является.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Марксовского городского суда Саратовской области от 03 августа 2016 года - оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области Желанова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.