Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Щипуновой М.В.,
при секретаре Стрельцовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Родионовой С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконными решения об отказе в назначении пенсии и протокола комиссии в части невключения периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года, которым исковые требования Родионовой С.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Родионова С.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ответчик своим решением N 434 от 03.03.2016 г. отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии.
В специальный стаж не был включен период её работы с 02.08.1982 г. по 19.06.1989 г. в качестве медсестры в инфекционном отделении N Детской больницы "адрес".
Считала такой отказ незаконным. Просила признать незаконными решение об отказе в назначении пенсии и протокол комиссии в части невключения периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить вышеуказанный период работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначить ей досрочную пенсию с момента обращения, то есть с 07.12.2015 г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что истицей не доказано, что она была занята непосредственным обслуживанием инфекционных больных. При этом работодатель в своей справке N 198 от 09.12.2015 г. определяет право истицы на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и не подтверждает её работу с тяжелыми условиями труда.
На доводы апелляционной жалобы Родионовой С.В. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Родионовой С.В. - адвокат Тимофей И.Д. полагал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2 от 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N2 от 1956 г.).
В разделе XXVI "Учреждения здравоохранения" Списка N2 от 1956 г. указан младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах.
Разделом XXIV Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрены работники учреждений здравоохранения, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: младший медицинский персонал, средний медицинский персонал.
07.12.2015 года Родионова С.В. обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Решением УПФ N 434 от 03.03.2016 г. в удовлетворении указанного заявления истице было отказано. УПФ посчитало, что Родионова С.В. имеет страховой стаж 30 лет 08 месяцев 02 дня, а специальный стаж у неё отсутствует. Спорный период работы не был засчитана в стаж на соответствующих видах работ, так как не подтверждена полная занятость в должности медицинской сестры, непосредственно обслуживающей больных в инфекционном отделении.
Ответчиком не оспаривалось, что должность, в которой работала истица, относится к среднему медицинскому персоналу.
Указанием от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" (далее - Указания N1-31-У) Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предложило при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому по Списку N 2, руководствоваться следующим.
"Непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
В Приложении N 2 к Указанию представлен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, указаны: санитарка - носильщица; палатная санитарка, санитарка - уборщица, санитарка - ванщица.
В Примерном перечне должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка, содержащемся в Приложении N 2 к приведенным указаниям, поименованы: старшая медицинская сестра; палатная медицинская сестра; процедурная медицинская сестра; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; инструктор по лечебной физкультуре; медицинская сестра по функциональной диагностике; медицинская сестра, фельдшер приемного отделения; операционная медицинская сестра; участковая медицинская сестра диспансера; медицинская сестра перевязочная; медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии; зубной врач.
Среди видов деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных, поименованы: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов (приложение N 1).
Удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что в квалификационных характеристиках должностей в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава РФ от 23.07.2010 г. N 541, должностные обязанности "медицинской сестры" по функциональным обязанностям связаны с контактами с больными и с непосредственным обслуживанием больных.
Согласно указанной квалификационной характеристике в должностные обязанности "медицинской сестры" входит: оказание доврачебной медицинской помощи больным, забор биологических материалов для лабораторных исследований, осуществление ухода за больными, ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в стационарных условиях, подготовка пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям и т.д;
Из личной карточки, справки N120 от 27.05.2016 года, выданной работодателем, следует, что истица работала на полную ставку. В трудовой книжке истицы указано, что она работала в ГУЗ СО "Детская городская больница г "данные изъяты"" с 02.08.1982 г. по 19.06.1989 г. в должности медсестры в инфекционном отделении N.
В личной карточке формы Т-2 Родионовой С.В. и кадровых приказах отражены ежегодные отпуска за 1986-1987 гг. 24 рабочих дня, за 1987-1988 г.г. 24 рабочих дня, имеется отметка о том, что с 10.02.1987 г. истица работала медицинской сестрой в отделении N Детской больницы "адрес". Факт перевода в отделение N подтверждается копией приказа N15-ЛС от 09.02.1987 г.
Согласно приказу Детского больнично-поликлинического объединения N5-ла от 01.01.1987 г. произведено перепрофилирование отделений стационара, отделение N определено для респираторных инфекций раннего возраста на 65 коек, то есть является инфекционным.
В указанный период работы Родионовой С.В. производилась доплата за вредные условия труда в размере 15%, что подтверждается лицевыми счетами и сообщением ГУЗ СО "ДГБ "адрес"".
В настоящее время условия труда в инфекционных отделениях ГУЗ СО "Детская городская больница "адрес"" согласно результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, утвержденным приказом от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", признаны вредными.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел в выводу о том, что Родионова С.В., работая медсестрой в инфекционном отделении N Детской больницы "адрес", осуществляла работу, связанную с непосредственным обслуживанием инфекционных больных, а потому включил спорный период времени в её стаж на работах с тяжелыми условиями труда.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы суда ошибочными.
Учитывая положения Списка N2 от 1956 г., истице в силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ следовало представить доказательства того, что она работала в должности младшего медицинского персонала и непосредственно обслуживала инфекционных больных.
Таких доказательств она не представила.
В период с 02.08.1982 г. по 19.06.1989 г. истица работала в качестве медицинской сестры. Данная должность к младшему медицинскому персоналу не относилась, а потому основания для включения в специальный стаж вышеуказанного периода по Списку N2 от 1956 г. у районного суда не имелось.
Более того, истицей не представлено доказательств того, что в должности медсестры она непосредственно обслуживала инфекционных больных.
Квалификационные характеристики должностей в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава РФ от 23.07.2010 г. N 541, на которые сослался суд в обоснование должностных обязанностей медицинской сестры, не действовали в спорный период, а потому не могли являться доказательством выполняемых истицей обязанностей в период с 02.08.1982 г. по 19.06.1989 г.
В справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий, N 198 от 09.12.2015 года, выданной ГУЗ СО "Детская городская больница "адрес"", работодатель определяет право истицы на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях и не подтверждает её работу с тяжелыми условиями труда.
Таким образом, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих выполнение истицей в указанные выше периоды времени работ с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, не представлено, в связи с чем судебная коллегия полагает, что у районного суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать Родионовой С.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконными решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и протокола комиссии в части невключения периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.