Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даньшина С.В. к территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в регистрации депутата, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,
установил:
Даньшин С.В. обратился в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области (далее - окружная избирательная комиссия), в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области N от "дата", обязать административного ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области.
В обоснование административного искового заявления указал на то, что действиями окружной избирательной комиссии нарушено его право на участие в выборах.
Представитель окружной избирательной комиссии Ботова И.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что основанием для отказа в регистрации послужило непредставление Даньшиным С.В. документов, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 41 и пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона 22 апреля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности оспариваемого решения, суд полагает, что административные исковые требования Даньшина С.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статья 32 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований установлены Федеральным законом N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного выше Федерального закона федеральными, конституционными и иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 апреля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного статьей 32 Федерального закона N 76-ФЗ.
Условия самовыдвижения кандидата определены статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ, согласно которой гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Согласно части 3 статьи 41 Федеральный закон N 20-ФЗ самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
Одновременно с уведомлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы;
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
3) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
4) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (часть 5 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ).
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти с заявлением о самовыдвижении наряду с вышеперечисленными документами в избирательную комиссию также должны быть представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, об обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании частей 2 и 3 статьи 21 Федерального закона N 20-ФЗ постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от "дата" N на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Саратова возложены полномочия окружной избирательной комиссии.
"дата" Даньшин С.В. уведомил окружную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу, в территориальную избирательную комиссию Кировского района города Саратова с уведомлением о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу представлены документы: уведомительное письмо кандидата о выдвижении по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения; заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; копия паспорта; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; сведения о расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 2013 года N 546, в отношении кандидата; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидата сведения о профессиональном образовании; копии трудовой книжки; уведомление об отсутствии счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, такой кандидат в соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ представляет:
- документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);
- письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (часть 4 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ).
Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу в порядке самовыдвижения, административным истцом в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам Ильиной Е.Ю. "дата" представлены документы, в числе которых отсутствовали подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата.
Таким образом, административным истцом, выдвинувшим свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, в соответствующую окружную избирательную комиссию не представлены: протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 Федерального закона N 20-ФЗ, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, и документ, предусмотренный пунктом 3 части 5 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению.
Окружная избирательная комиссия "дата" в соответствии с указанными положениями закона уведомила кандидата в депутаты Даньшина С.В. об отсутствии вышеназванных документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты.
Извещение избирательной комиссии получено финансовым уполномоченным представителем Даньшина С.В. - Ильиной Е.Ю. "дата", данное обстоятельство Даньшиным С.В. не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Согласно пункту 6 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пунктам 3 и 4 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ в случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение суток с момента его принятия выдает кандидату копию решения с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона; их наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Поскольку административным истцом не представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона, то окружной избирательной комиссией "дата" принято решение N "Об отказе в регистрации в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области Даньшину С.В.".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от "дата" N в удовлетворении жалобы Даньшина С.В. на решение территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Саратова от "дата" N-р отказано.
Доводы административного истца о том, что все необходимые документы им представлены, опровергаются распиской (подтверждением) о приеме документов, копиями документов, представленных к подтверждению. Не могут быть приняты во внимание доводы о представлении документа, именуемого как протокол об итогах - о невозможности сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты (со ссылкой на законодательный запрет представления персональных данных избирателей), поскольку порядок сбора подписей избирателей подробно регламентирован статьей 45 Федерального закона N 20-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации может быть подана в течение 10 дней. Как видно из материалов дела, административное исковое заявление направлено "дата", что подтверждается почтовым конвертом, то есть в установленный законом срок.
Основаниями для отказа в регистрации в соответствии с подпунктами в, в.1. пункта 24 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Поскольку до принятия решения Даньшин С.В. в предусмотренный законом срок был уведомлен о предоставлении необходимых документов, в связи с чем имел возможность реализовать право кандидата на исправление допущенных при оформлении документов недостатков и представить недостающие документы, Даньшиным С.В. наряду с другими документами не представлены протокол об итогах сбора подписей с подписными листами подписей избирателей и сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, составленные по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от "дата" N, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение от "дата" N-р "Об отказе в регистрации в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области Даньшину С.В." принято окружной избирательной комиссией в соответствии с избирательным законодательством.
Доводы Даньшина С.В. о том, что требования окружной избирательной комиссии нарушают его избирательные права, гарантированные статьей 33 Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку федеральный законодатель в силу ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), конкретизируя указанные положения Конституции Российской Федерации, определяет порядок и условия осуществления активного и пассивного избирательного права, который выражен в вышеназванных нормативных правовых актах. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 23 марта 2000 г. N 4-П, обязанность принимать законодательные и иные меры в целях обеспечения демократических свободных и периодических выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международно - правовыми обязательствами Российской Федерации возлагается на Российскую Федерацию и на ее субъекты с учетом разграничения между ними предметов ведения и полномочий, осуществленного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации). В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что решение об отказе в его регистрации принято в момент нахождения его жалобы в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, поскольку законом не предусмотрено приостановление действий по вынесению решения о регистрации (отказе в регистрации) кандидата окружной комиссией в случае обжалования промежуточных её решений и действий в вышестоящую избирательную комиссию.
С учетом изложенного избирательные права Даньшина С.В. обжалуемым решением не нарушены, правовые и фактические основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Даньшина С.В. к территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области о признании незаконным и отмене решения от "дата" N-р "Об отказе в регистрации в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу N 163 Саратовской области Даньшину С.В.", обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Председательствующий Е.М. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.