Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении
Акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (АО "СУЭК-Кузбасс"), N, адрес места нахождения: "адрес",
по жалобе АО "СУЭК-Кузбасс" на постановление зам. начальника ОГИБДД МО МВД России "Беловский" ФИО1 от 31 марта 2016 и решение судьи Беловского городского суда от 25 июля 2016г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N зам. начальника ОГИБДД МО МВД России "Беловский" ФИО1 от 31.03.2016 АО "СУЭК-Кузбасс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда от 05.05.2016 постановление должностного лица отменено с возвращением дела на новое рассмотрение.
Решением судьи Кемеровского областного суда от 22.06.2016 решение судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда от 05.05.2016 отменено с возвращением дела на новое рассмотрение в Беловский городской суд.
Решением судьи Беловского городского суда от 25.07.2016 постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 31.03.2016 оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
В жалобе АО "СУЭК-Кузбасс" просит постановление должностного лица от 31.03.2016 и судебное решение от 25.07.2016 отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, мотивируя тем, что взвешивание груза при осуществлении весового контроля не производилось, в основу судебного решения положены доказательства, не отвечающие признакам относимости и допустимости; в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано место совершения административного правонарушения; в решении судьи районного суда неверно указаны сроки его обжалования.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника АО "СУЭК-Кузбасс" ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, объяснения начальника ОТН ОГИБДД МО МВД России "Беловский" ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом в силу ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются на основании фактических данных, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В определении от 04.04.2013 N 486-О Конституционный Суд РФ, ссылаясь на пункты 1 и 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение.
Полагаю, что требования приведенных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении АО "СУЭК-Кузбасс" выполнены судьей городского суда не в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ наступает за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Согласно ч.12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 23.5. Правил дорожного движения РФ перевозка тяжеловесных и опасных грузов, ... , осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Так, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N272 определены параметры отнесения груза к тяжеловесному.
В соответствии с п. 5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N1 (определяется в тоннах с зависимости от типа транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей) или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N2 (определяется в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси).
Согласно п. 54 названных Правил масса груза определяется путем взвешивания или расчета на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 27.04. 2011 N125 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.2.2.1 - 2.2.2.1.5 Порядка Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения; в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные КоАП РФ.
При этом Порядок предусматривает осуществление весового и габаритного контроля на стационарных и передвижных контрольных пунктах или в автоматическом режиме. Осуществление контроля вне указанных пунктов Порядком не предусмотрено.
По результатам взвешивания составляется Акт.
Таким образом, для привлечения лица к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ должен быть установлен факт движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
При этом измерение параметров перевозимого груза производится уполномоченным должностным лицом, при помощи специальных технических средств, показания которых отражаются в соответствующих документах, протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 22.03.2016 усматривается, что 24.02.2016 на 37км а/д Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк инспектором ГИБДД выявлен факт превышения полной массы при перевозке тяжеловесного груза (уголь), грузоотправителем которого является АО "СУЭК-Кузбасс" ( "адрес"), транспортным средством "данные изъяты" г/н N, принадлежащим ИП ФИО4, под управлением водителя ФИО5 Полная масса транспортного средства с грузом составила 41,31т (25,74т масса груза по транспортной накладной N от ДД.ММ.ГГГГ + 15,57т масса транспортного средства без нагрузки согласно свидетельству о регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ) при допустимой массе транспортного средства 32т.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "СУЭК-Кузбасс" к административной ответственности по ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
При этом вывод должностного лица о том, что водитель ФИО5 осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства с превышением общей массы транспортного средства основан на данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, рапорте инспектора ГИБДД, транспортной накладной, согласно которой масса перевозимого груза составляет 25,74т и свидетельстве о регистрации транспортного средства, в котором указана масса ТС без нагрузки - 15570кг. Именно по этим параметрам транспортное средство под управлением ФИО5 было отнесено должностным лицом к тяжеловесным.
Фактическая масса транспортного средства должностным лицом не устанавливалась, взвешивание транспортного средства или его геометрические обмеры в установленном порядке не производились.
Между тем, полагаю, что указание грузоотправителем в транспортной накладной массы груза не освобождает должностное лицо от проведения контрольного взвешивания или геометрического обмера транспортного средства для установления факта превышения его массы допустимых показателей.
Иное противоречило бы положениям п. 1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которым одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Данные, указанные в транспортной накладной, получены не непосредственно уполномоченным должностным лицом, а грузоотправителем и подлежат проверке, а факт превышения допустимых параметров - непосредственному установлению с помощью специальных технических средств в соответствии с Порядком.
При рассмотрении жалобы судьей районного суда данные обстоятельства были оставлены без внимания и должной оценки в судебном решении не получили.
Таким образом, учитывая, что судьей районного суда не в полной мере были проверены материалы дела и выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, чем допущено существенное нарушение процессуальных требований (ст. 26.1, 30.6 КоАП РФ), которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судебный акт подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Беловского городского суда от 25 июля 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, жалобу - удовлетворить частично.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано председателю Кемеровского областного суда в порядке надзора.
Судья Е.В. Загребельная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.