Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Молчановой Л.А., Казачкова В.В.
при секретаре Черновой М.А.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жуленко Н.Л. гражданское дело по апелляционным жалобам Лопатина В.А., Лопатиной В.В., представителя Администрации Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г. на решение Беловского районного суда Кемеровской области от 28 июня 2016 года по делу по иску Лопатина В.А., Лопатиной В.В. к администрации Беловского муниципального района Кемеровской области, Акционерному обществу "Разрез Инской" о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании убытков,
УСТАНОВИЛА
Лопатин В.А., Лопатина В.В. обратились в суд с иском к администрации Беловского муниципального района, Акционерному обществу "Разрез Инской" о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании убытков.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации Старопестеревского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N истцам Лопатину В.А. и Лопатиной В.В. предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 0,2702 га, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", в аренду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Разрешенное использование земельного участка - для индивидуального строительства. На основании указанного распоряжения был заключен договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации Беловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. N был утвержден план земельного участка по адресу: "адрес", которым установлены красная линия, границы земельного участка, зона допустимого размещения зданий, строений.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Беловского муниципального района им было выдано Разрешение на строительство N RU 42501000-71 жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес", с кадастровым номером N. Распоряжением Администрации Беловского муниципального района от 17 октября 2014 года N 1262 в соответствии со ст. 11, 28, 36 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, п. 2 ст. 2 ФЗ-137 от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Законом Кемеровской области от 07.02.2013 г. N 10 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" было решено: Осуществить продажу истцам земельного участка из категории: земли населенных пунктов, общей площадью 2702 кв.м., имеющего кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием: для индивидуального строительства, в общую долевую собственность, по 1/2 доли в праве каждого.
ДД.ММ.ГГГГ между истцами и Муниципальным образованием "Беловский муниципальный район" в лице председателя МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района был заключен договор N купли-продажи земельного участка по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ каждому из истцов было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу, с определением доли в праве в размере 1/2.
За время законного пользования земельным участком ими было произведено строительство жилого дома с пристройкой, который является объектом незавершенного строительства, гаража, летней кухни, сарая, бани, навеса, уборной, ограждения, что подтверждается техническим паспортом на объект незавершенного строительства по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету Центра независимых автотехнических экспертиз и оценки собственности N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оценка рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, площадью 2702 кв.м. по адресу: "адрес" "адрес" составляет "данные изъяты", в том числе стоимость земельного участка "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ в результате замера газов на "адрес" было выявлено, что произошло внезапное выделение вредных газов в 18 домах по указанным выше улицам, составлен список домов. Их "адрес"-а по "адрес" является незавершенным строительством, в эксплуатацию не введен, они в нем не зарегистрированы, в список его не включили. То обстоятельство, что они проживают в летней кухне, и для них данное помещение является единственным, где они могут проживать, во внимание не принято. В ответ на их обращение от 06.10.2015г. АО "Разрез Инской" по Акту от 22.10.2015г. передал им прибор "Детектор угарного газа" для определения опасного скопления угарного газа. На их запрос от 14.10.15г. Глава Старопестеревского сельского поселения предоставил сводную таблицу анализа атмосферного воздуха, производимых сотрудниками ВГСЧ МЧС и выездной лабораторией за 27.09.15г., ДД.ММ.ГГГГ по адресу "адрес". Из данных замеров видно, что имеет место выделение опасных газов по их месту жительства. На их запрос от 13.10.2015г. АО "Разрез Инской" сообщил, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"-а, расположен на выходе пласта Наддягилевского, находившегося в отработке бывшей шахтой "Сигнал", также на территории земельного участка располагается погашенный выход шурфа N2 пласта Наддягилевского. На их обращение от 15.10.2015г. начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Белово и Беловском районе Филиппова Е.Г. 26.10.15г. N1174 сообщила, что земельный участок, на котором ведется строительство, не соответствует п. 2.2 СанПиН 2.22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", т.к. расположен на горном отводе шахты АО "Разрез "Инской" (бывший горный отвод ликвидированной шахты "Сигнал"), и по данным "Материалов технического расследования причин аварии" - неконтролируемый выброс опасных веществ, произошедший на участке недр, принадлежащем АО "Разрез "Инской", 20.09.2015г., часть их земельного участка попадает в зону, угрожаемую по выделению вредных газов". Для установления причин аварии Распоряжением N1 председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии - заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора была назначена экспертная группа, в состав которой входили специалисты АО "Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности", которая свои выводы изложила в заключении.
Выводы комиссии:
1. Из анализа горно-графической документации ликвидированной шахты "Сигнал" и АО "Разрез "Инской" выявлено: Аэродинамическая и гидравлическая связь между горными работами АО "Разрез "Инской" и ликвидированной шахтой "Сигнал" возможна через изоляционные перемычки, установленные в горных выработках шахты "Сигнал". Аэродинамическая связь между горными работами шахты "Сигнал" и поверхностью возможна через водопроводящие трещины. При образовании провалов с выходом на поверхность возможна прямая динамическая связь горных работ ликвидированной шахты "Сигнал" с поверхностью.
2. Горные работы, проводившиеся на АО "Разрез "Инской", оказали значительное влияние на появление опасных веществ в подвальных и жилых помещениях по улицам Горняцкая и Ямушева.
3. Пожар N1 с большей долей вероятности не был полностью потушен, и по существующей аэродинамической связи продукты горения могли попасть в подвальные и жилые помещения по улицам Горняцкая и Ямушева.
4. Проведение контроля за соблюдением требований безопасности на АО "Разрез Инской" недостаточно эффективно. Основными причинами аварии явились: 1. Возникновение рецидива экзогенного пожара N1, возникшего на шахте "Сигнал" 4.03.1998 г. на сопряжении людского ходка N 90 с ходком N91 ш. Полысаевского (отм +130 м) и переведенного в категорию потушенных 17.10.1999 г. 2. Образование устойчивой аэродинамической связи между действующими горными выработками АО "Разрез "Инской" и ликвидируемой шахтой "Сигнал" по причине ненадлежащего качества изолирующих сооружений (перемычек) и наличия не затампонированной энергетической скважины N, пробуренной с поверхности на пласт Байкаимский. 3. Накопление опасных веществ (газов) в изолированном пространстве шахты "Сигнал" в концентрациях, превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации) с последующим проникновением их в подполья и погреба жилых домов по улицам Горняцкая и Ямушева.
На обращение истцов от 20 октября 2015 года об оценке возможности дальнейшей эксплуатации земельного участка первый заместитель генерального директора АО "Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности" ответил, что считает опасным продолжение дальнейшего использования земельного участка по адресу: "адрес", под индивидуальное строительство.
Администрация Беловского муниципального района имела право продать им земельный участок из категории "земли населенных пунктов", а фактически был продан земельный участок из категории "земли промышленности". Таким образом, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ им был продан ответчиком - Администрацией Беловского муниципального района земельный участок по адресу: "адрес", который они лишены возможности в дальнейшем использовать для жилищного строительства и распоряжаться им, чем нарушены их права, предусмотренные ст. 40 ЗК РФ. Более того, они в течение почти трех лет занимались строительством жилого дома и пристроек к нему, на что истратили много сил и денежных средств, но довести строительство до конца и пользоваться жилым домом не имеют возможности, чем им причинены убытки.
С учетом уточнений просят расторгнуть договор купли-продажи земельного участка по адресу: "адрес", площадью 2702 кв.м., имеющий кадастровый N, заключенный 21.10.14г. между ними и Муниципальным образованием "Беловский муниципальный район" в лице председателя МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района; взыскать с ответчиков: Администрации Беловского муниципального района и Акционерного общества "Разрез "Инской" в их пользу убытки в сумме "данные изъяты", взыскать с ответчиков расходы по оплате представительских услуг в размере "данные изъяты", по составлению искового заявления в сумме "данные изъяты", расходы по оценке имущества в сумме "данные изъяты".
Решением Беловского районного суда Кемеровской области от 28 июня 2016 года исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Расторгнуть договор купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес"ёво, "адрес"А.
Взыскать с Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области за счёт казны муниципального образования "Беловский муниципальный район" в возмещение убытков в пользу Лопатина В.А., Лопатиной В.В. "данные изъяты" по "данные изъяты" "данные изъяты" в пользу каждого.
Взыскать с Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области за счёт казны муниципального образования "Беловский муниципальный район" в пользу Лопатина В.А. в счёт возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины "данные изъяты" расходов за оценку имущества "данные изъяты", за составление искового заявления "данные изъяты", за оплату услуг представителя "данные изъяты"
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать, в удовлетворении исковых требований к АО "Разрез Инской" отказать.
Взыскать с Администрации Беловского муниципального района государственную пошлину в бюджет согласно бюджетному законодательству за счёт казны муниципального образования "Беловский муниципальный район" в размере 31 781 (тридцать одна тысяча семьсот восемьдесят один) рубль 16 копеек.
В апелляционной жалобе Лопатин В.А., Лопатина В.В. просят решение суда в части взыскания с Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области за счет казны муниципального образования "Беловский муниципальный район" в возмещение убытков в их пользу стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" - изменить. Вынести новое решение о взыскании с Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области за счет казны муниципального образования "Беловский муниципальный район" в возмещение убытков в их пользу стоимость земельного участка в размере "данные изъяты"., по "данные изъяты". каждому.
Считают решение суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании рыночной стоимости земельного участка не законным и подлежащим отмене.
Указывают на то, что суд незаконно определилразмер убытков, связанных с приобретением земельного участка, в "данные изъяты"., поскольку за такую стоимость в настоящее время приобрести земельный участок невозможно.
Относительно апелляционной жалобы истцов представителем Администрации Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г., АО "Разрез Инской" принесены возражения.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований истцам отказать. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции.
Кроме того, указывает на то, что истцами не предоставлено документов о запрещении строительства на спорном участке по адресу: "адрес".
Истцами не доказано, что вред причинен со стороны Администрации Беловского муниципального района.
Относительно апелляционной жалобы истцами Лопатиными поданы возражения.
Изучив материалы дела, заслушав истцов Лопатина В.А., Лопатину В.В., поддержавших доводы своей жалобы и возражавших против жалобы администрации, а также представителя ответчика Администрации Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г., поддержавшую доводы своей жалобы и просившую отменить решение суда, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения Администрации Старопестеревского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство между Лопатиным В.А., Лопатиной В.В. и Муниципальным образованием "Старопестерёвское сельское поселение" заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; истцам предоставлен земельный участок из категории земель населённых пунктов общей площадью 0,2702 га под индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером 42:01:0114 002: 4075 по адресу: "адрес"А (т.1 л.д. 11-14).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Беловского муниципального района был утверждён градостроительный план указанного земельного участка; 26.08.2014г. истцам было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по данному адресу на земельном участке с кадастровым номером 42: 01: 01 14 002: 4075 (т.1 л.д. 20-21).
На основании распоряжения Администрации Беловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ между истцами и Муниципальным образованием "Беловский муниципальный район" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка по адресу: "адрес"А, согласно которому цена участка определена в "данные изъяты" - в размере 5% от кадастровой стоимости, оплата поступила 23.10.2014г. (т.1 л.д. 26-32).
На основании указанного договора истцами зарегистрировано право собственности на предоставленный земельный участок, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации N (т.1 л.д. 24-25).
На данном земельном участке расположен объект незавершённого строительства с надворными постройками: гаражом, баней, уборной, летней кухней, сараем.
Право собственности на объект незавершённого строительства по адресу: Кемеровская область, Старопестеревское сельское поселение "адрес" "адрес", зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Лопатиным В.А. и Лопатиной В.В. по 1/2 доли в праве (т.3 л.д. 240-241).
Также зарегистрировано право собственности по 1/2 доли в праве на гараж (т.1 л.д.22-23), летнюю кухню, баню с навесом (т.3 л.д. 242-245).
ДД.ММ.ГГГГ произошла авария - неконтролируемый выброс опасных веществ на участке недр АО "Разрез Инской".
В связи с обнаружением в домах по "адрес"ёво газа СО Лопатин В.А. обратился к директору АО "Разрез Инской" с запросом, на который 13.10.2015 года ему был дан ответ, что земельный участок по адресу: "адрес", расположен на выходе пласта Наддягилевского под наносы, находившемся в отработке бывшей шахтой "Сигнал". Также на территории участка располагается погашенный выход шурфа N пл. Наддягилевского (т.1 л.д. 131).
Согласно ответу территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Белово и Беловском района на запрос Лопатина В.А., земельный участок по адресу: "адрес" не соответствует п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", так как расположен на горном отводе шахты "Сигнал", и по данным материалов технического расследования причин аварии, неконтролируемый выброс опасных веществ, произошедший ДД.ММ.ГГГГ на участке недр, принадлежащем АО "Разрез Инской", часть земельного участка по указанному адресу попадает в зону, угрожаемую по выделению вредных газов (т.1 л.д. 140).
Факт обнаружения угарного газа и метана на территории земельного участка и в жилом доме по адресу: "адрес"А, и превышения гигиенического норматива оксида углерода, не соответствующего СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" подтверждается протоколами испытаний (т.1 л.д.135-138), экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу АО "Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности", земельный участок по адресу: "адрес"А, на котором ведется строительство, расположен на горном отводе АО "Разрез "Инской" (бывший горный отвод ликвидированной шахты "Сигнал"), часть земельного участка попадает в зону, угрожающую по выделению вредных газов. Считают опасным продолжение дальнейшего использования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (т.1 л.д. 142).
Распоряжением Администрации Беловского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: "адрес"А, отменено с указанием на причину отмены: в связи с аварией - неконтролируемым выбросом опасных веществ на участке недр, принадлежащем АО "Разрез Инской", произошедшим ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения необходимых мероприятий по определению характера установленных ограничений с целью установления разрешенного использования и принятия решения о возможности или невозможности формирования земельного участка под индивидуальную жилую застройку, однако действий по установлению характера возможных чрезвычайных ситуаций в зоне ограничений со стороны администрации Беловского муниципального района не было предпринято.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (п. 2 ст. 12 ФЗ N 52-ФЗ).
В силу ст. 20 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее - Правила).
В Правилах установлены гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Указанные требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений, в том числе промышленного назначения, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пунктами 3.1 и 3.2 Правил предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.
В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
На основании п.п. 4 п. 7.1.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 угольные разрезы относятся к 1 классу опасности - санитарно-защитная зона 1000 м.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий городских и сельских делений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно разделу IV Приложения к Постановлению администрации Беловского муниципального района N 41 от 31.05.2013 года "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства", Приложению к Постановлению администрации Беловского муниципального района N 27 от 20.03.2014 года, текущий контроль над соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами по подготовке и выдаче градостроительных планов земельного участка, положений регламента, иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выполнения административных процедур, осуществляется начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Беловского муниципального района (т. 2 л.д. 104-113, 14-127).
Согласно статье 53 Правил землепользования и застройки Старопестерёвского сельского поселения на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций устанавливается специальный режим, включающий в зависимости от характера возможных чрезвычайных ситуаций: ограничения использования территории; ограничения хозяйственной и иной деятельности; обязательные мероприятия по защите населения и территорий, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в соответствии с СП 11-112-2001.
Как следует из имеющегося в материалах дела Устава муниципального образования "Беловский муниципальный район", администрация Беловского муниципального района получает от предприятий, учреждений, расположенных на территории Беловского района, необходимые сведения о проектах их планов и их мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения Беловского муниципального района, осуществляет обязательные для таких планов и мероприятий согласования (п.9 ст.44) - т. 2 л.д. 85-97.
На основании ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Решением Совета народных депутатов Старопестеревского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Генеральный план муниципального образования Старопестеревское сельское поселение Беловского муниципального района Кемеровской области (т. 2 л.д. 51). Согласно ст. 1.5. Положения о распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, ответственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Беловский муниципальный район", утверждённого решением Беловского районного Совета народных депутатов от 15.10.2010 года N 353, обязанность по формированию земельного участка возложена на Администрацию Беловского муниципального района. Согласно ст. 5.1.4 указанного Положения в процессе формирования земельного участка необходимо, в том числе, определить возможность (невозможность) строительства объекта в соответствии с градостроительной ситуацией.
Согласно ч. 4 ст. 30 Земельного Кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка по адресу: "адрес", проведение работ по формированию земельного участка включает в себя, среди прочего, и определение разрешённого использования земельного участка, что отражено и в ст. 1.5., ст. 5.1.4. Положения о распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Беловский муниципальный район", утв. решением Беловского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, где указано, что обязанность по формированию земельного участка возложена на администрацию Беловского муниципального района, что в процессе формирования земельного участка необходимо, в том числе, и определить возможность (невозможность) строительства объекта в соответствии с градостроительной ситуацией.
Согласно схемам к Правилам землепользования и застройки Старопестерёвского сельского поселения земельный участок по адресу: "адрес", расположен в территориальной зоне ЖЗ4 и зоне ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (О5), а так же в санитарно-защитной зоне (О4) (т.2 л.д. 54-69, 235).
Представленный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 42:01:0114002:4075, утв. распоряжением администрации Беловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержит информации об указанных ограничениях в использовании земельного участка.
По сообщению Главного Управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области от 18.12.2015 года (т. 1 л.д. 183-190) в результате проведенной внеплановой проверки установлено, что на момент формирования земельного участка по адресу: "адрес"А, администрация Беловского муниципального района не провела необходимые мероприятия по определению характера установленных ограничений с целью установления разрешенного использования и принятия решения о возможности или невозможности формирования земельного участка под индивидуальную жилую застройку.
При выдаче градостроительного плана земельного участка, находящегося в зоне ограничений О5, администрация Беловского муниципального района должна была установить характер возможных чрезвычайных ситуаций и разработать мероприятия по их предупреждению.
Орган местного самоуправления не мог не знать о существующих ограничениях использования указанного земельного участка, поскольку они установлены в Правилах землепользования и застройки Старопестеревского сельского поселения, но не предпринял необходимых мер по установлению причин этих ограничений.
В связи с чем, полагают, что градостроительный план земельного участка по адресу: "адрес"А, подготовлен с нарушением требований о форме, установленной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, без учета информации об указанных ограничениях использования земельного участка. Администрация Беловского муниципального района должна была отказать в выдаче разрешения на строительство в соответствие с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования Лопатиных и расторгая договор купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", "адрес"А., суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вышеприведенные нормы материального права, устанавливающие полномочия органа местного самоуправления по осуществлению земельного контроля, по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установилимеющие значение для разрешения спора обстоятельства, а именно, фактическое местоположение спорного земельного участка относительно зоны, угрожающей по выделению вредных газов, относительно нарушения санитарной зоны.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Статьями 450, 451 Гражданского кодекса РФ установлено, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор может быть расторгнут судом при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (п. 2 ст. 451 ГК РФ).
Исходя из приведенных выше правовых норм следует, что лицо, требующее расторжения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, при этом наступившие обстоятельства должны являться на момент заключения сделки заведомо непредвидимыми.
В ходе рассмотрения спора судом бесспорно установлено, что Лопатины в значительной степени лишились того, на что были вправе рассчитывать при заключении договора купли-продажи земельного участка, поскольку земельный участок не может в дальнейшем использоваться в соответствии с его разрешенным использованием - под индивидуальное строительство, разрешение на строительство отменено, тем самым установлены обстоятельства существенного нарушения прав истцов со стороны администрации Беловского муниципального района, а также установлено существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Также суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с администрации Беловского муниципального района причиненных истцам убытков в виде стоимости возведенных построек, объекта незавершенного строительства, а также выкупной стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности, или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из содержания пункта 2 статьи 1064 ГК РФ следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ в качестве возмещения вреда предусмотрено возмещение убытков.
Согласно пункту 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ст. 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Основанием для взыскания убытков являются виновное поведение причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и понесенными убытками, а также наличие убытков. Совокупность указанных условий для возложения гражданско-правовой ответственности по возмещению убытков на администрацию Беловского муниципального района установлена судом в ходе рассмотрения дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы администрации Беловского муниципального района об отсутствии оснований для взыскания убытков отклоняются судебной коллегией. Именно изначально допущенные администрацией нарушения закона по формированию и предоставлению под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, по выдаче разрешения на строительство, о которых изложено выше, привели к возникновению убытков истцов. Авария, которая произошла 20.09.2015 года на участке недр АО "Разрез Инской", в прямой причинно-следственной связи с убытками истцов не находится, поэтому судом обоснованно отказано в иске к АО "Разрез Инской".
Размер убытков подтвержден экспертным заключением ООО "Эксперт-Аналитик" N 11-05/2016 от 12.05.2016г., которое суд обоснованно принял в качестве доказательства, как соответствующее требованиям ст. 86 ГПК РФ, а также сведениями о выкупной цене земельного участка, уплаченной истцами при заключении договора купли-продажи.
Доводы апелляционной жалобы Лопатиных о том, что суд незаконно определилразмер убытков, связанных с приобретением земельного участка, в "данные изъяты"., отклоняются судебной коллегией.
Определяя сумму реально понесенных истцами убытков, суд обоснованно исходил из данных, указанных в договоре купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, и сведений о поступлении оплаты в размере "данные изъяты". за выкуп земельного участка в бюджет Беловского района (т. 1 л.д. 28-32). Указанным доводам жалобы истцов уже дана оценка судом в решении, с которой коллегия согласна. Оснований для определения иного размера убытков судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского районного суда Кемеровской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лопатина В.А., Лопатиной В.В., апелляционную жалобу представителя Администрации Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: ФИО9
Судьи: Л.А. Молчанова
В.В. Казачков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.