Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе: председательствующего Чудиновой Т.М.,
судей: Строгановой Г.В., Жуленко Н.Л.,
при секретаре: Гилевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чудиновой Т.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области Мишушиной Г.Ю.
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области
от 30 июня 2016 года
по делу по иску Казанцевой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Казанцева Л.И. обратилась к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области с исковым заявлением о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа, который по подсчетам ответчика на дату обращения за страховой пенсией составил 17 лет 4 месяца 13 дней.
При этом, в специальный стаж ответчик не включил период её работы с 12.02.1996 года по 02.10.2003 года (7 лет 7 месяцев 21 день) в МУ "Приют для детей и подростков" в должности воспитателя.
Казанцева Л.И. считает отказ в назначении пенсии незаконным.
Истец просила суд признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области от 25.04.2016 года N незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области включить в специальный стаж период работы с 12.02.1996 года по 02.10.2003 года в должности воспитателя МУ "Приют для детей и подростков" и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-4).
Истец Казанцева Л.И. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области Лапшина М.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, представив суду письменный отзыв на исковое заявление.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 30 июня 2016 года постановлено:
Исковые требования Казанцевой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области от 25.04.2016 года N об отказе Казанцевой Людмиле Ивановне в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области зачесть Казанцевой Людмиле Ивановне в специальный стаж период работы в МУ "Приют для детей и подростков" в должности воспитателя с 12.02.1996 года по 02.10.2003 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ со дня обращения за ней - ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области Мишушина Г.Ю. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, засчитывается работа в должности воспитателя Учреждений социального обслуживания: Социальный приют для детей и подростков.
Однако, из представленных истцом документов не усматривается, что работа протекала в Социальном приюте.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-Ф3, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 167-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
При этом, подп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" от 16.07.2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
В пункте 1.13 раздела "Наименования учреждений" Списка поименованы учреждения социального обслуживания, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
К таким учреждениям, в том числе, относится социальный приют для детей и подростков.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Казанцева Л.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (л.д.55-57).
Протоколом заседания комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N ответчику было рекомендовано вынести решение об отсутствии правовых оснований для установления досрочной страховой пенсии Казанцевой Л.И. по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве 25 лет (л.д.13).
На основании указанного протокола руководителем Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ N, которым Казанцевой Л.И. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д.12).
При этом, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ответчиком не был включен период работы Казанцевой Л.И. в должности воспитателя МУ "Приют для детей и подростков" с 12.02.1996 года по 02.10.2003 года (7 лет 7 месяцев 21 день).
Исключая указанный период работы, ответчик мотивировал это тем, что работа в должности воспитателя может быть засчитана в специальный стаж работы при условии, если она протекала в учреждении социального обслуживания - социальный приют для детей и подростков.
В то время как из представленных истцом документов не усматривается, что работа протекала в социальном приюте.Разрешая данный спор и удовлетворяя исковые требования Казанцевой Л.И., суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в должности воспитателя в МУ "Приют для детей и подростков" с 12.02.1996 года по 02.10.2003 года (7 лет 7 месяцев 21 день) подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку в спорный период в наименовании МУ "Приют для детей и подростков" хоть и отсутствовало указание на то, что он являлся социальным, однако, данное учреждение все же являлось учреждением социального обслуживания, работа в котором, согласно Списку, дает право истцу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 1996 года Казанцева Л.И. была принята на работу воспитателем в МУ "Приют для детей и подростков", учредителем которого, исходя из свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия N от 30.05.1995 года и Устава, утвержденного заведующей отделом социальной защиты Мешковой Н.А. и согласованного председателем Комитета по управлению имуществом Филатовой Т.А. 29 мая 1995 года, являлся Отдел социальной защиты населения Администрации г. Киселевска, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 7, 8-11, 31-36).
Как следует из Устава, социально-реабилитационный приют для детей и подростков, расположенный по адресу "адрес", являлся учреждением государственной системы социальной защиты населения и осуществлял социальную защиту беспризорных несовершеннолетних, ограждал их от влияния преступной среды, проводил комплекс мер по их всесторонней реабилитации. Приют, как специализированное социальное учреждение для несовершеннолетних, был создан на основе распоряжения Администрации г. Киселевска и находился в ведении отдела социальной защиты населения Администрации города, который оказывал приюту необходимую организационно-методическую помощь. Приют организовывался как самостоятельное учреждение для пребывания и обслуживания детей и подростков и как часть социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних (п.п. 1.1,1.2).
В силу п. 2.1 Устава, целью создания приюта являлось нравственное спасение беспризорных детей и подростков, предоставление им убежища, оказание им медико-психологической помощи, обучение ремеслу и решение задач их дальнейшего жизнеустройства.
Основными задачами приюта являлись обеспечение организации временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены; обеспечения возможности посещать учебное заведение или работы подросткам, ушедшим из семьи или интернатского учреждения; оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращение ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на усыновление (удочерение), под опеку и попечительство; содействие и решение дальнейшей судьбы несовершеннолетнего, помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом), решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков.
Исходя из целей и задач приюта, его работники в период пребывания детей и подростков в социальном приюте устанавливали с помощью правоохранительных органов личность ребенка, место проживания его родителей или лиц, их заменяющих, извещали их о месте нахождения ребенка, устанавливали связь с детским учреждением, учебным заведением, где он постоянно находился; проводили первичный медицинский осмотр, оказывали необходимую психотерапевтическую и психологическую помощь; намечали первичные действия по социальной реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его возрастными, физическими и интеллектуальными возможностями; проводили работу по выявлению актуальных для детей и подростков проблем и кризисных ситуаций, поиску путей выхода из них, ликвидации конфликтов, приведших несовершеннолетних в приют; привлекали к консультативной и адаптационной работе с подростками необходимых специалистов; оказывали содействие к выезду несовершеннолетних к месту постоянного жительства (п. 3.2 Устава).
Также, в соответствии с п. 11.1 Устава, в обязанности сотрудников приюта входил круглосуточный прием и оказание социальной помощи безнадзорным детям и подросткам, обратившимся или направленным в приют.
Приказом Отдела социальной защиты Администрации города Киселевска от 01.10.2003 года N было принято решение о переименовании МУ "Приют для детей и подростков" в МСУ "Социальный приют для детей и подростков" (л.д.28).
На основании чего, в трудовых книжках сотрудников приюта, в том числе, в трудовой книжке истца, была сделана соответствующая запись (л.д.10).
Между тем местонахождение приюта, его учредитель, цели и задачи, а также должностные обязанности воспитателя не изменились и остались прежними, о чем свидетельствуют Устав МСУ "Социальный приют для детей и подростков", утвержденный заведующей отделом социальной защиты населения Замятиной СТ. 24 февраля 2003 года (л.д.37-46), и должностные инструкции воспитателя (л.д.47-52), представленные истцом в судебное заседание.
Согласно трудовой книжке истца и приказов от 06.07.2011 года N и от 05.09.2013 года N (л.д.11, 29-30), 06 июля 2011 года МСУ "Социальный приют для детей и подростков" было переименовано в МКУ "Социальный приют для детей и подростков", которое, в свою очередь, 05 сентября 2013 года было переименовано в МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие".
При этом работа истца в должности воспитателя с 03.10.2003 года по 31.01.2004 года и с 01.06.2004 года по 01.04.2016 года в указанных учреждениях была включена ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, что подтверждается данными о стаже (л.д.58).
При таком положении, на момент обращения Казанцевой Л.И. за назначением досрочной страховой пенсии педагогический стаж, с учетом оспариваемого периода, составил более 25 лет (17 лет 4 месяца 13 дней + 7 лет 7 месяцев 21 день = 25 лет 4 дня), исходя из чего, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы полностью воспроизводят позицию ответчика, изложенную в отзыве на исковое заявление и в суде первой инстанции, в связи с чем, основаниями для изменения или отмены судебного решения они не являются.
Суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешилспор в соответствии с требованиями закона.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области Мишушиной Г.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.М. Чудинова
Судьи: Г.В. Строганова
Н.Л. Жуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.