Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей Емельянова А.Ф., Жуленко Н.Л.
с участием прокурора Рубана А.В.
при секретаре Ивлевой О.А.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Грачева В.А. на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2016 года по делу по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области к Грачеву В.А. об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области обратился с иском к Грачеву В.А. об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки установлено, что земельный участок N площадью 3803м2, расположенный по адресу: "адрес" предоставлен Грачеву В.А. под объект, незавершенный строительством на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N Администрацией г. Новокузнецка. В соответствии с Актом о проверке от ДД.ММ.ГГГГ, на участке расположены административно-производственные, производственные складские помещения. Источниками теплоснабжения указанных объектов производственного назначения являются 3 котельные на твердом топливе (каменном угле), в том числе: 4 котла для нужд отопления административно-производственного корпуса, 1 котел - отопления цеха изготовления профлиста, 2 - для теплоснабжения отдельно стоящего здания. На момент обследования все котельные находятся в эксплуатации. На территории, прилегающей к котельным, размещены открытые склады угля и золошлаковых отходов. Фактически хозяйственную деятельность в производственных помещениях осуществляет Грачев В.А., которым не проводится мониторинг влияния выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на границе СЗЗ. Проверкой установлено, что Грачевым В.А. не разработан проект санитарно-защитной зоны, а эксплуатация котельных, сопровождающаяся выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, Грачевым В.А. осуществляется в отсутствие вышеуказанного проекта, а также мониторинга выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На котельные отсутствуют следующие документы: санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно допустимых выбросов: санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны; программа производственного контроля. Полагает, что Грачев В.А. в нарушение вышеуказанного законодательства осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Просит суд обязать Грачева В.А. получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны. В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику разумный срок для исполнения вышеуказанных действий.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2016 года постановлено:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области к Грачеву В.А. об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Обязать Грачева В.А. получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны на объект незавершенного строительства площадью 1193,2 кв.м. кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес", а именно: котельную на твердом топливе (каменном угле), в котором находятся 4 котла для нужд отопления административно-производственного корпуса, в срок до 01.11.2016г.
В удовлетворении иных требований прокурора Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области отказать.
В апелляционной жалобе Грачев В.А. решение просит отменить и отказать в удовлетворении иска, указывая, что фактической возможности введения объекта незавершенного строительства в эксплуатацию он не имеет, поскольку ему отказано в подключении к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, он не является юридическим лицом, в связи с чем он не может быть обязан вводить в эксплуатацию котельную. Также судом не было принято во внимание, что использование угля не превышает 500 кг в сутки, то есть мощность котельной составляет менее 200 Гкал.
Относительно апелляционной жалобы заместителем прокурора Центрального района г.Новокузнецка ФИО6 принесены возражения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Рубана А.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).
В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 52-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы.
Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
С учетом анализа вышеприведенных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязанности ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны объекта незавершенного строительства площадью 1193,2 кв.м., находящегося по адресу: "адрес", с учетом требований разумности, в срок до 01.11.2016г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Центрального района г.Новокузнецка с привлечением специалистов: Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, Комитет; охраны окружающей среды администрации г. Новокузнецка, Комитет; градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк; проверено исполнение хозяйствующими субъектами в районе законодательства об охране окружающей природной среды и природопользовании.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 3803м2, расположенный по адресу: "адрес", предоставлен Грачеву В. А. под объект незавершенного строительства на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N Администрацией г. Новокузнецка.
В соответствии с Актом о проверке от ДД.ММ.ГГГГ., на данном земельном участке расположены административно-производственные, производственные и складские помещения. Источниками теплоснабжения указанных объектов производственного назначения являются 3 котельные на твердом топливе (каменном угле), в том числе: 4 котла для нужд отопления административно-производственного корпуса, 1 котел - отопления цеха изготовления профлиста, 2 - для теплоснабжения отдельно стоящего здания. На момент обследования все котельные находятся в эксплуатации. На территории, прилегающей к котельным, размещены открытые склады угля и золошлаковых отходов. Фактически хозяйственную деятельность в производственных помещениях осуществляет Грачев В.А., что не отрицается ответчиком.
Также установлено, что Грачевым В.А. не проводится мониторинг влияния выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на границе СЗЗ, не разработан проект санитарно-защитной зоны.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, Грачев В.А. является собственником объекта незавершенного строительства площадью 1193,2 кв.м. кадастровый N, находящегося по адресу: г "адрес". Иных прав на недвижимость по адресу: г "адрес" у Грачева В.А. не зарегистрировано.
Исходя из изложенного возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, на основании чего судом первой инстанции было обоснованно вынесено решение об обязании Грачева В.А. получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны на котельную на твердом топливе.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что котельная в цехе изготовления профлиста и котельная, оборудованная двумя котлами и снабжающая тепловой энергией отдельно стоящее здание на земельном участке по адресу: "адрес", используются Грачевым В.А. без законных на то оснований, в связи с чем в удовлетворении требований в части обязания ответчика произвести необходимые действия в отношении данных объектов обоснованно отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что котельная ответчика имеет мощность менее 200 Гкал, в связи с чем не требуется установление санитарно-защитной зоны, противоречат положениям п. 7.1.10 вышеуказанных СанПиН, устанавливающем, что для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
Ссылка при этом апеллянта на пункт 2 Примечания к разделу 7.1.10 СаНПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому для крышных, встроенно-пристроенных котельных размер санитарно-защитной зоны не устанавливается, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку материалами дела подтверждается, что указанная котельная является объектом, находящимся в обособленном здании, следовательно, необходимо устанавливать вокруг нее санитарно-защитную зону. Более того, размещение указанных котельных осуществляется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
Указание ответчика на невозможность введения объекта незавершенного строительства в эксплуатацию в связи с отказом органа местного самоуправления в подключении к сетям инженерно-технического обеспечения в данном случае правового значения не имеет, поскольку обжалуемым решением он обязан получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грачева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ларионова С.Г
Судьи: Емельянов А.Ф.
Жуленко Н.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.