Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чёрной Е.А.,
судей Бойко В.Н., Калашниковой О.Н.,
при секретаре Назаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Чёрной Е.А. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа, поданной в лице представителя Анищик Е.М. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2016 года
по иску Тепляковой В.В., Плешивых О.М., Самигулиной Н.М., Савадеровой Е.С., Ачигечевой Н.И. к администрации Беловского городского округа о бездействии администрации Беловского городского округа,
УСТАНОВИЛА:
Теплякова В.В., Плешивых О.М., Самигулина Н.М., Савадерова Е.С., Ачигечева Н.И. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о бездействии администрации Беловского городского округа.
Требования мотивировали тем, что являются нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма квартир в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Плешивых О.М. и члены ее семьи занимают 1-комнатную квартиру площадью "данные изъяты" кв.м., Ачигечева Н.И. и члены ее семьи занимают 1-комнатную квартиру площадью "данные изъяты" кв.м., Самигулина Н.М. и члены ее семьи занимают 4-комнатную квартиру площадью "данные изъяты" кв.м., Савадерова Е.С. и члены ее семьи занимают 2-комнатную квартиру площадью "данные изъяты" кв.м., Теплякова В.В. и члены ее семьи занимают 1-комнатную квартиру площадью "данные изъяты" кв.м.
Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. N, ДД.ММ.ГГГГ. за N многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания.
По результатам обследования ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. " ... выявленные деформации несущих конструкций фундаментов, стен, перекрытий являются аварийными".
Несмотря на признание указанных помещений непригодными для проживания, администрацией Беловского городского округа на протяжении года решение о дальнейшем использовании помещений дома не принято.
Допущенные нарушения требований жилищного законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме.
Включить дом в региональную адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" на 2013-2017 годы Администрация Беловского городского дома отказывается в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ дом не был признан аварийным, да и сейчас признан лишь непригодным для проживания. Однако в эту Программу попал дом по адресу: "адрес"
Права нарушены тем, что в данной ситуации не могут в дальнейшем пользоваться жильем, т.к. дом признан непригодным для проживания, не могут воспользоваться своим правом на приватизацию жилья, т.к. распорядится далее этим жильем также не возможно.
Администрация Беловского городского округа отказывается принять на учет по улучшению жилья иначе как по общим основаниям и в общей очередности, т.к. дом не признан аварийным.
Считают, что Администрация Беловского городского округа должна признать дом по адресу: "адрес", в целом, аварийным и подлежащим сносу на основании Заключения Межведомственной комиссии о признании этого дома непригодным для проживания, а также определить сроки его сноса и предоставления жилья, взамен сносимого по договорам социального найма всем заявителям и членам их семей.
С учётом уточнения первоначально заявленных исковых требований, просили обязать администрацию Беловского городского округа предоставить во внеочередном порядке истцам: Тепляковой В.В. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м. Плешивых О.М. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Самигулиной Н.М. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Савадеровой Е.С. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Ачигечевой Н.И. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., жилое помещение, применительно к условиям г. Белово отвечающее санитарным и техническим требованиям с последующим расторжением договора найма жилого помещения по "адрес".
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2016 года постановлено:
"обязать администрацию Беловского городского округа предоставить во внеочередном порядке Тепляковой В.В. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Плешивых О.М. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Самигулиной Н.М. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Савадеровой Е.С. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., Ачигечевой Н.И. и членам ее семьи не менее чем "данные изъяты" кв.м., жилое помещение, применительно к условиям г. Белово отвечающее санитарным и техническим требованиям с последующим расторжением договора найма жилого помещения по "адрес"".
В апелляционной жалобе администрация Беловского городского округа, в лице представителя Анищик Е.М., действующего на основании доверенности за N от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.18), ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что не согласен с суждением суда о том, что жилые помещения, занимаемые истцами признаны непригодными для проживания, аварийными, не подлежащими капитальному ремонту в установленном законом порядке, поскольку своим решением суд подменил орган исполнительной власти, наделённый исключительными полномочиями, по решению вопросов признания жилых помещений непригодным для проживания.
Также полагает, что суд не дал суждения тому факту, что истцы не признаны в установленном законом порядке малоимущими.
На апелляционную жалобу Плешивых О.М., Савадеровой Е.С., Ачигечевой Н.И., Тепляковой В.В., Самигулиной Н.М., принесены возражения.
Истцы и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя Администрации Беловского городского округа- Гордеева А.П., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Таким образом, выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семьи истцов не относятся к категории малоимущих граждан, являются ошибочными, как не основанные на положениях действующего законодательства.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Кроме того, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Между тем, из материалов дела следует, что межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Администрации Беловского городского округа принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что жилые помещения дома по "адрес" не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещения по критериям: нарушение параметров микроклимата, высокий уровень физического износа, отсутствие капитального ремонта; выявлены основания для признания их непригодными для проживания.
Сведений о признании межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, истцы в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представили, а материалы дела не содержат. Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N не оспорено, иных доказательств после вынесения данного заключения не представлено.
Из материалов дела следует, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, многоквартирный дом аварийным не признан, сведений об угрозе для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи не имеется. При указанных обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для обязывания органа местного самоуправления предоставить истцам жилые помещения во внеочередном порядке. Суд неправильно применил нормы материального права, неверно истолковал положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, положив их в основу удовлетворения иска, и не применил вышеприведенные нормы права, подлежащие применению.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2016 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении иска Тепляковой В.В., Плешивых О.М., Самигулиной Н.М., Савадеровой Е.С., Ачигечевой Н.И. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилых помещений вне очереди по договору социального найма, отказать.
Председательствующий: Е.А. Чёрная
Судьи: В.Н. Бойко
О.Н. Калашникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.