Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: Краевой О.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 июня 2016 года
по иску Витмана А. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении периода военной службы в специальный стаж, перерасчете дополнительного социального обеспечения,
УСТАНОВИЛА:
Витман А.И. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении периода военной службы в специальный стаж, перерасчете дополнительного социального обеспечения.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по п.п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015 г., с зачетом в специальный стаж периода военной службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение N об отказе в перерасчете страховой пенсии по пп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку указанный период в соответствии с действующим законодательством не подлежит зачету в специальный стаж.
С указанными решениями Управления ПФР в г. Осинники, он не согласен, так как период его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, а действующее на тот момент законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следовательно, период службы в Вооруженных Силах СССР, подлежит включению в льготный стаж.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в г. Осинники с заявлением о перерасчете размера доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", с зачетом в специальный стаж периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов работы горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта "Аларда" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение N об отказе в перерасчете доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Спорные периоды не включены в специальный стаж ответчиком из-за отсутствия документального подтверждения занятости при выполнении работ в подземных условиях в течение полного рабочего дня. Полагает, что ответчик также необоснованно отказал ему во включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на перерасчет дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Уточнив исковые требования, просил признать незаконным решение УПФ РФ г. Осинники (ГУ) N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по п. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N 1 период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение УПФР в г. Осинники N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N 1 для назначения дополнительного социального обеспечения работников организации угольной промышленности период службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта Аларда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы горным мастером "Монтажного участка" Осинниковское ШПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, обязать назначить ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы на составление искового заявления в размере "данные изъяты". и устную консультацию в размере "данные изъяты". (л.д. 167-168).
В судебном заседании истец Витман А.И. и его представитель ФИО10, подержали иск.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области - ФИО11, не признала иск.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24.06.2016 г. постановлено(л.д. 172-179):
Исковые требования Витмана А. И. удовлетворить.
Признать решение комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера страховой пенсии Витману А. И., незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области включить в специальный стаж по Списку N 1 Витмана А. И. на соответствующих видах работ (подземных), период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет размера страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда г. Осинники (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Витману А. И. в назначении дополнительного социального обеспечения, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Осинники (Государственное учреждение) в городе Осинники зачесть Витману А. И. в стаж на соответствующих видах работ для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" по Списку N 1 период прохождения действительной военной службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта Аларда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении период работы горным мастером "Монтажного участка" Осинниковское ШПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить Витману А. И. дополнительное социальное обеспечение отдельным категориям работников угольной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области в пользу Витмана А. И. судебные расходы за составление искового заявления и консультацию в размере 2 000 рублей (две тысячи рублей).
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области - ФИО12, просит отменить решение суда (л.д. 180-183).
Указывает, что суд не принял во внимание, что ранее действующее законодательство, Закон от 14.07.1956 г., не содержало нормы расчета размера пенсии от стажа на соответствующих видах работ. Впервые в пенсионном законодательстве размер пенсии стал определяться от стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.2002 г.
В период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совмина СССР от 04.08.1956 г. N 1044 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", которое не предусматривало включение периода прохождения службы в специальный стаж. Судом первой инстанции были ошибочно применено Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" к периодам службы по призыву, имевшем место до дня вступления указанного Постановления в законную силу.
Судом не приняты во внимания нормы ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступивших в силу с 01.01.2015 г. В соответствии с вышеуказанной статьей засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, при назначении страховых пенсий, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначении пенсии.
Решение суда ставит в неравные условия граждан, которым назначено дополнительного социального обеспечения на основе Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", конкретно выработавшим требуемый стаж 25 лет непосредственно в подземных условиях полный рабочий день. Приведенный закон предусматривает дополнительное социальное обеспечение отдельным категориям работ организаций угольной промышленности конкретно за работу во вредных условиях труда и приравнивать иные периоды деятельности к работе, указанной в Постановлении от 03.08.1972 г. N 590, не действующему с 01.01.1992 г., не имеется правовых оснований.
Сумма судебных расходов "данные изъяты". является чрезмерно завышенной.
Витман А.И., подал возражения на апелляционную жалобу (л.д. 188-190).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пп. 11 п.1 ст. 30 приведенного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 30 приведенного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 30 приведенного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г.
В соответствии со ст. 36 приведенного закона с 01.01.2015 г. не применяется Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Пунктом 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определялся по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч.2 ст. 30 приведенного закона.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом п. 9 ст. 30 приведенного закона устанавливает, что лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 данного закона по их выбору может быть произведена конвертация пенсионных прав с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 г., определенная в п.1 ст. 27 и ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что указано в п. 10 ст. 30 приведенного закона.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", изданного в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Витман А.И. с ДД.ММ.ГГГГ получает досрочную трудовую пенсию по старости (л.д. 41, 82).
ДД.ММ.ГГГГ Витман А.И. обратился к ответчику с заявлением об увеличении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г., с включением в специальный стаж периода военной службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-84).
Решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в уточнении пенсионного капитала в соответствии с п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г. (л.д.8), с указанием на то, что данный период, как не страховой период, включен в страховой стаж (л.д. 9 - протокол заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N).
Разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в период прохождения истцом службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, в который правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поскольку в соответствии с пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, утратившего силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку Витман А.И. до призыва на военную службу работал доставщиком-такелажником подземным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд обоснованно пришел к выводу о незаконном отказе ответчика в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложив на ответчика обязанность включить в специальный стаж период службы истца в Советской Армии, увеличить индивидуальный пенсионный коэффициент с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало обращение истца с заявлением об изменении величины индивидуального пенсионного коэффициента, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку в период службы истца в армии действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение периодов службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а Положение о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 в период службы истца в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было утверждено, то требования истца о включении в специальный стаж работы истца для перерасчета размера страховой пенсии периода прохождения службы в Советской Армии удовлетворению не подлежали, т.к. законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии, не предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, не могут быть приняты судебной коллегией, по следующим основаниям.
Так правовое регулирование, действовавшее на момент прохождения истцом службы в Советской Армии, не предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, однако дальнейшее изменение законодательства улучшило положение граждан по включению службы в Советской Армии в специальный стаж, если за данными периодами непрерывно следовала работа в профессии, стаж которой считался специальным, тем самым распространив на них действие норм Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N216-ФЗ).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Таким образом, порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" аналогичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах и установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Как видно из материалов дела, истцу решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ было оказано в назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в связи с отсутствием требуемого стажа (л.д. 13, л.д. 10-12 протокол заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N).
При этом, период службы истца в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы истца горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта Аларда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены в специальный стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", по Списку N 1, так как отсутствуют доказательства выполнения работы в подземных условиях в течение полного рабочего дня под землей.
Период работы горным мастером "Монтажного участка" Осинниковское ШПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был засчитан ответчиком в специальный стаж истца по Списку N 1, в исчислении, как один полный год работы за 9 месяцев специального стажа.
Разрешая спор в данной части, суд правильно указал на то, что, поскольку было установлено, что период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ, то этот период в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" подлежит включению и в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии.
В отношении периодов работы истца горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта Аларда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом была назначена государственная экспертиза труда.
Согласно заключению Департамента труда занятости населения Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147-152), эксперт пришел к выводу о том, что указанные периоды соответствовали условиям труда согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", Списку работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при наличии занятости на этих работах не менее 25 лет, утверждённому Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481. Указанные периоды являлись подземными с полным рабочим днем под землей.
На основании заключения указанной экспертизы судом обоснованно зачтены в специальный стаж истцу периоды работы истца горным мастером участка "Шахтный транспорт 1-го района" ОАО Шахта Аларда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также обоснованно судом удовлетворено требование о включении в специальный стаж в календарном исчислении периода работы горным мастером "Монтажного участка" Осинниковское ШПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судом установлено, что из трудовой книжки Витмана А.И. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Осинниковском ШПУ подземным горным мастером на различных участках шахты (л.д. 23-24). Ответчиком указанный период в специальный стаж истца включен с применением исчисления, как каждый полный год работы по Списку N 1 за 9 месяцев. При этом, как усматривается из протокола заседания Комиссии Управления ПФР в г. Осинники N от ДД.ММ.ГГГГ, периоды предшествующие спорному периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (горный мастер участка ВТБ Осинниковское ШПУ), а также период работы, следовавший за спорным периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (горный мастер участка N Осинниковское ШПУ) включен ответчиком в специальный стаж истца как работа в неведущих профессиях, в календарном исчислении (л.д.10-12).
В спорный период времени, истец работал горным мастером "Монтажного участка" Осинниковское ШПУ с полным рабочим днем под землей, что подтверждается справкой Осинниковского ШПУ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.160), подтверждающей особые условия труда Витман А.И. в спорный период, а также периоды предшествующие ему и следовавшие после него, а кроме того профессия "горный мастер", предусматривалась Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481, которые в соответствии п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, подлежат учету в календарном порядке.
При таких обстоятельствах ответчик решением N от ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказал истцу в назначении дополнительного социального обеспечения отдельной категории работников угольной промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
С учетом включения в специальный стаж, необходимый для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" спорных периодов, специальный стаж истца составит более 25 лет, что является достаточным для назначения ежемесячной доплаты к пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует необходимый для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" 25 летний стаж, поскольку периоды военной службы и периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж истца с применением исчисления, как каждый полный год работы по Списку N 1 за 9 месяцев, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку период военной службы истца приравнивается к периоду работы в качестве "доставщика-такелажника подземного" на угледобывающем предприятии, который засчитан истцу ответчиком в льготный стаж в календарном порядке, в связи с чем у суда не имелось оснований для перерасчета включаемого в специальных стаж истца периода военной службы, как 1 год за 9 месяцев, а кроме того профессия "горный мастер", по которой истец осуществлял свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалась Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481, которые в соответствии п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, подлежали учету в календарном порядке.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях действующего пенсионного законодательства.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в силу ст. 94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителя.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.
Как видно из материалов дела, истцом уплачено представителю ФИО10 "данные изъяты" за составление искового заявления и "данные изъяты". за юридическую консультацию (л.д. 7).
Судебной коллегией не могут быть приняты доводы апелляционной жалобы о завышенном размере судебных расходов, взысканных судом в пользу истца с ответчика, поскольку, определяя размер подлежащих взысканию в пользу истца расходов по оплате юридической консультации в размере "данные изъяты". и за составление искового заявления в размере "данные изъяты"., суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, в связи с чем, определенный судом первой инстанции размер расходов по оплате услуг представителя, соответствует характеру иска, сложности дела, значимости и объему получившего защиту нарушенного права, а так же требованиям разумности.
При этом судебная коллегия считает необходимым учесть, что стороной ответчика суду не были представлены доказательства не разумности указанных расходов истца, не приложены они и к апелляционной жалобе, в связи с чем у суда отсутствовали основания для их снижения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда, в обжалованной части, является законным и обоснованным и оснований для его отмены в этой части, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений ответчика на заявленные требования, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 июня 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.