Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Наместниковой Л.А., Рогожина Н.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Макаровой В.И. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" на решение Советского районного суда г. Орла от 19 июля 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Макаровой В.И. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" о перерасчете пенсии удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Орловской области" произвести перерасчет пенсии Макаровой В.И. по случаю потери кормильца с "дата" с учетом ее повышения в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на " ... "% расчетного размера пенсии.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" в пользу Макаровой В.И. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на " ... "% за период с "дата" по "дата" включительно".
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения представителя ответчика федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" Раевской Ю.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военной прокуратуры Брянского гарнизона Иванова А.Л., представителя Макаровой В.И. по доверенности Чигиревой А., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Брянского гарнизона в интересах Макаровой В.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Орловской области") о перерасчете пенсии.
В обосновании своих требований указывал на то, что с "дата" Макарова В.И. получает пенсию по случаю потери кормильца как супруга умершего "дата" ветерана боевых действий ФИО1, в размере " ... "% его денежного довольствия.
Ссылался на то, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Полагая, что бездействие ответчика, выраженное в не осуществлении перерасчета пенсии Макаровой В.И., нарушает ее права, уточнив исковые требования, просил суд обязать ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения с "дата" на " ... "% расчетного размера пенсии, взыскать с ответчика в пользу Макаровой В.И. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на " ... "% за период с "дата" по "дата" в сумме " ... ".
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что члены семей ветеранов боевых действий не относятся к той категории лиц, для которых предусмотрен перерасчет пенсий с учетом повышения, поскольку такое повышение носит личностный характер.
Считает, что суд, установив Макаровой В.И. повышение к пенсии, как члену семьи умершего военнослужащего льготных категорий, которая сама таковым не является, поставил её в более привилегированное положение по отношению к тем членам семей умерших кормильцев, которые сами имеют соответствующий статус.
Полагает, что суд, принимая такое решение, фактически взял на себя функцию законодателя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что Макарова В.И., "дата" года рождения, приходилась супругой ФИО1, являвшемуся пенсионером Министерства обороны РФ, умершему "дата".
С "дата" Макарова В.И. получает пенсию по случаю потери кормильца. Какого-либо повышения к пенсии Макаровой В.И. не назначено.
На момент смерти ФИО1 на основании ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" относился ветеранам боевых действий, данный факт ответчиком не оспаривался.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пп. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исходил из того, что повышение пенсии, установленное названной нормой, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к выводу о том, что Макарова В.И. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на " ... "%.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в пункт "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на " ... " процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенным лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Судом установлено, что "дата" Макарова В.И. обратилась в военный комиссариат Орловской области с заявлением о перерасчете назначенной пенсий с учетом повышения, предусмотренного статьей 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и выплате недополученной суммы пенсии за период с "дата", которое было оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, приведя в обоснование своих выводов вышеприведенные нормы права, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем Макарова В.И. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на " ... "%.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что повышение размера пенсии, установленное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 носит личный характер и применяется по смыслу данной нормы к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье, но не к членам их семьи, противоречит вышеизложенным положениям Закона и основан на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не может повлечь отмену принятого судом решения.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд, принимая такое решение, фактически взял на себя функцию законодателя, является несостоятельным, поскольку соответствующее повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на " ... "% как члену семьи ветеранов боевых действий, прямо предусмотрено законом.
Другие доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей правильное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения, либо влияющих на правильность постановленного судом решения, судом первой инстанции при рассмотрении спора допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 19 июля 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.