Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Башатове И.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица по доверенности Кудряшовой О.В. на постановление заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору N от 19 мая 2016 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожранному надзору N от 19 мая 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2016 года, администрация муниципального образования *** признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области по доверенности Кудряшова О.В. просит постановление заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожранному надзору N от 19 мая 2016 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными.
В возражениях на жалобу представитель Главного управления МЧС России по Оренбургской области по доверенности Дёмин А.В. просит постановление заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожранному надзору N от 19 мая 2016 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения защитников администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области по доверенности Кудряшовой О.В. и Полосухина С.В., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя Главного управления МЧС России по Оренбургской области по доверенности Дёмина А.В., возражающего против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
На основании пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила противопожарного режима), на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
В пункте 4.1 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178 (далее - СП 8.13130.2009), установлено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с (дата) по (дата) заместителем ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителем главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору на основании распоряжения N 33 от (дата) проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации муниципального образования *** на предмет реализации полномочий органом местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не обеспечено оповещение всего населения, проживающего на территории (адрес), (адрес) (статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности, статья 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, пункт 16 Правил противопожарного режима);
- не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории (адрес), (адрес), а также на прилегающей к ним территории (статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности", статья 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, пункты 16, 80 Правил противопожарного режима, пункт 4.1 СП 8.13130.2009);
- не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории (адрес), так как на территории города расположено 99 пожарных гидрантов, из них 7 не исправны, в том числе, 1 расположенный вблизи границы лесного фонда (статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности, статья 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, пункты 16, 80 Правил противопожарного режима, пункт 4.1 СП 8.13130.2009);
- отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения на территории (адрес) (статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности", статья 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, пункты 16, 80 Правил противопожарного режима; пункт 4.1 СП 8.13130.2009).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 18 мая 2016 года N 33.
18 мая 2016 года заместителем ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителем главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа в отношении администрации муниципального образования *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности, актом проверки, распоряжением о проведении проверки, показаниями заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа С.А.Н. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном нарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Действия администрации муниципального образования *** квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования *** в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи, не опровергают наличие в действиях администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Оснований не доверять сведениям должностного лица административного органа о том, что на момент проведения проверки установлены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки.
Таким образом, следует признать, что доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования *** к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору N 0030 от 19 мая 2016 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица по доверенности Кудряшовой О.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.