Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 октября 2016 г. по делу N 33а-1632/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Колесника А.В. и Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 г., которым частично удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Суворова Р.Г. об оспаривании бездействия командиров войсковых частей N и N, начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" области" (далее - УФО по "адрес" области), начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. "адрес" и "адрес" области" (далее - УФО по г. "адрес" и "адрес" области) и руководителя Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой истцу командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Суворов Р.Г. направлен в командировку в войсковую часть N, дислоцированную в г. "адрес", для выполнения поставленных задач.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N истец с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. направлен в служебную командировку в г. "адрес" ( "адрес") для выполнения специальных задач в Представительстве Вооруженных Сил Российской Федерации в совместном центре по контролю и координации прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон.
Суворов Р.Г. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с УФО по "адрес" области командировочные расходы, связанные:
- с нахождением в служебной командировке на территории иностранного государства с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно, состоящие из суточных в размере эквивалентной N долларам США, в рублях по курсу Центрального банка РФ по дату фактической выплаты;
- с нахождением в служебной командировке на территории России ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, состоящие из суточных, в размере N руб.;
- с транспортными расходами на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту службы в размере N руб.
Кроме того, административный истец просил взыскать судебные расходы в виде государственной пошлины в размере N руб., а также издержек, связанных с расходами на оплату услуг представителя, в размере N руб.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Суворова Р.Г. удовлетворены частично.
Суд обязал командира войсковой части N рассмотреть вопрос о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для оплаты суточных денег за время нахождения Суворова Р.Г. в служебной командировке за период выполнения им специальных задач в г. "адрес" ( "адрес") с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Также суд обязал начальника УФО по "адрес" области рассмотреть авансовый отчет о возмещении Суворову Р.Г. командировочных расходов, связанных с проездом в г. "адрес" и обратно, и взыскал в его пользу в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя N руб.
В возмещении судебных расходов на большую сумму судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда изменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, проводит собственный анализ нормативных правовых актов, утверждает, что поскольку обязанность по выделению лимитов денежных средств на служебные командировки возложена на воинских должностных лиц, то отказ в выплате ему понесённых им расходов является неправомерным. Также он полагает, что в связи с тем, что войсковая часть N состоит на финансовом обеспечении в УФО по "адрес" области, то обязанность по осуществлению всех выплат по командировочным расходам лежит именно на указанном довольствующем органе. По мнению истца, подобная правовая позиция также изложена и в иных решениях гарнизонных военных судов по аналогичным спорам.
В возражениях на апелляционную жалобу врио начальника УФО по "адрес" области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела видно, что Суворов Р.Г. на основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N направлен в командировку в войсковую часть N, дислоцированную в г. "адрес", для выполнения поставленных задач. Кроме того, приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, истец с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. направлен в служебную командировку в г. "адрес" ( "адрес") для выполнения специальных задач без ограничения продолжительности служебного времени. Приведённые обстоятельства также усматриваются из командировочных удостоверений Суворова Р.Г. и справки руководителя "Представительства Вооруженных Сил Российской Федерации в Совместном центре по контролю и координации прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что порядок и размеры возмещения военнослужащим суточных расходов, связанных со служебными командировками, определяют руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета.
Кроме того, пунктом 122 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок) предусмотрено, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Размер и порядок выплаты суточных предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Вместе с тем, ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", приказом Министра финансов РФ от 1 декабря 2010 г. N157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", определено, что государственным организациям, осуществляющим полномочия получателя бюджетных средств, предписано разрабатывать и принимать учетную политику, представляющую совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Названным положением установлено, что в случае прибытия военнослужащих (лиц гражданского персонала) из служебных командировок, если при убытии в командировки им не выдавались денежные средства под отчет, данные военнослужащие обязаны представить по месту службы соответствующему начальнику отделения (по учету материальных средств) авансовый отчет по форме, установленной приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N157н, с приложением к нему рапорта (заявления) на получение денежных средств по фактическим расходам, с обязательной резолюцией командира воинской части, а также к отчету должны быть приложены первичные документы, подтверждающие расходы по командировке. После проверки начальником отделения (по учету материальных средств) авансового отчета со всеми приложенными к нему документами, данный отчет визируется этим же начальником и передается подотчетному лицу для его утверждения командиром воинской части (учреждения), а затем незамедлительно представляется начальнику отделения (по учету материальных средств). При этом командирам воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении, предписано, что авансовый отчет оформляется самостоятельно в воинских частях (учреждениях) и с приложением документов, подтверждающих произведенные расчеты, представляется в финансовый орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня возвращения военнослужащего из командировки.
В соответствии с п. 118 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пунктами 126 и 127 установлено, что военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств, выплачиваются суточные в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Направление военнослужащих в служебные командировки на территории иностранных государств, производится в установленном порядке в пределах выделенных органам военного управления, объединениям, соединениям, воинским частям и организациям Вооруженных Сил лимитов денежных средств на оплату служебных командировок.
Согласно п. 3 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055, расходы на служебные командировки в Министерстве обороны РФ являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов.
Руководители центральных органов военного управления, начальники финансовых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации несут дисциплинарную, административную и иную ответственность за нарушение установленных сроков, порядка формирования, полноту и достоверность представления плановых показателей по определению расходов на служебные командировки, наградной фонд и фонд единовременных денежных пособий.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено нахождение Суворова Р.Г. в служебной командировке на территории России и за её пределами - на территории иностранного государства, в связи с чем, с учётом вышеприведенных положений законодательства, обоснованно принято решение о возложении обязанности на начальника УФО по "адрес" области рассмотреть авансовый отчёт, оформленный истцом, о возмещении ему командировочных расходов, связанных с проездом в г. "адрес" и обратно ДД.ММ.ГГГГ г. и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а также обязать командира войсковой части N рассмотреть вопрос о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для оплаты суточных денег за время нахождения в служебной командировке Суворову Р.Г. за период выполнения им специальных задач на территории "адрес" в Представительстве Вооруженных Сил Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Мнение автора жалобы о том, что обязанность по осуществлению всех выплат по командировочным расходом возложена на УФО по "адрес" области, поскольку войсковая часть N состоит на финансовом обеспечении в данном довольствующем органе, является ошибочным, поскольку материалами дела установлено, что командир указанной воинской части не направлял истца в служебную командировку на территорию иностранного государства.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводу, изложенному в апелляционной жалобе о том, что обязанность по выделению лимитов денежных средств на служебные командировки возложена на воинских должностных лиц.
Ссылка автора жалобы на иную судебную практику других гарнизонных военных судов является несостоятельной, поскольку в силу ст. 64 КАС РФ положения, изложенные в иных судебных актах, преюдициального значения для данного дела не имеют.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 г. по административному исковому заявлению Суворова Р.Г. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.