Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Григорьевой Ф.М.,
судей:
Пуминовой Т.Н., Ситниковой Л.П.,
при секретаре
Савилове Р.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Долгановой С.С. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Правительство Тюменской области по предоставлению Долгановой С.С. вне очереди из государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории Ишимского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Возложить на администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области обязанность после предоставления из государственного жилищного фонда Тюменской области Долгановой С.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории Ишимского муниципального района Тюменской области общей площадью не менее 18 кв.м., принять решение о предоставлении ей вне очереди такого жилого помещения по договору социального найма.
В части требований о взыскании расходов по оплате услуг по проведению обследования жилого дома отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчиков Яковлевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Долганова С.С. обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области и Администрации города Ишима Тюменской области о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Долганова С.С. распоряжением администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 24 декабря 2015 года " ... " включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по категории "вдова инвалида Великой Отечественной войны". На праве собственности истице принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: " ... " Заключением межведомственной комиссии " ... " от 07 декабря 2015 года занимаемое истицей жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с чем, истица обратилась в администрацию Ишимского муниципального района с просьбой предоставить ей жилье по договору социального найма, так как в связи с признанием дома непригодным для проживания у нее возникло право на внеочередное предоставление жилья. Однако в предоставлении жилья ей было отказано в связи с тем, что свободное благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства РФ на территории Ишимского муниципального района отсутствует. Истица считает данный отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, просила возложить обязанность на Правительство Тюменской области по предоставлению вне очереди из государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, на территории Ишимского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м, а на администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области - обязанность принять решение о предоставлении ей вне очереди такого жилого помещения по договору социального найма. В целях восстановления нарушенного права истица понесла на судебное разбирательство расходы на оплату услуг по проведению проектной организацией ООО "ИТС Инжиниринг" обследования спорного жилого дома в размере " ... ", которые просит взыскать с администрации Ишимского муниципального района в порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебное заседание Долганова С.С. не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Долгановой С.С. - Степанова Е.С., исковые поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнив, что расходы по оплате услуг проектной организации считает судебными расходами, они связаны с зашитой нарушенного права, ответчик возложил на Долганову С.С. свои обязанности по обследованию помещения.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ишимского муниципального района Тюменской области Щекина Л.Ю., с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях,
Представители ответчика Правительства Тюменской области и третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области. В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что принадлежащий истице Долгановой С.С. дом в соответствии с заключением межведомственной комиссии, был признан непригодным для проживания, тогда как по договору социального найма в соответствии ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное право на предоставление жилья возникает только у граждан, жилые помещения которых подлежат исключительно сносу. Кроме того, судом не дана оценка доводам ответчика о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения Долгановой С.С. не может быть возложена на орган власти субъекта Российской Федерации, так как решение о непригодности для проживания жилого помещения было принято межведомственной комиссией администрации Ишимского муниципального района. Указывает, что ненадлежащее исполнение обязательств истицей по содержанию принадлежащего ей жилого дома явилось причиной признания межведомственной комиссией непригодным для проживания.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области, истец Долганова С.С. в лице представителя Степановой Е.С., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом первой инстанции Долганова С.С. является одиноко проживающей вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается также представленными суду справкой (л.д.6, 68).
Из материалов дела следует, что Долганова С.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от " ... ", является собственником дома, расположенного по адресу: " ... " (л.д.8).
Заключением межведомственной комиссии от 14 октября 2015 года " ... ", указанное жилое помещение было признано пригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту (л.д.9-10, 11-12).
Техническим заключением ООО "ИТС Инжиниринг" " ... " от 2015 года, жилой дом по " ... " сделан вывод, что выявленные в результате обследования значительные биологические повреждения несущих и ограждающих конструкций, деформации фундамента, повреждения перекрытий свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций, которые могут привести к обрушению здания; выявленные плесень и грибы создают опасность для здоровья, жилые помещения не обеспечивают санитарно- эпидемиологическое благополучие проживающих в них граждан; жилые помещения не являются пригодными для постоянного проживания, дальнейшая их эксплуатация создает угрозу для жизни и здоровья граждан, при этом ремонт не сможет исправить существующую ситуацию, а реконструкция в данной ситуации нецелесообразна ввиду несоразмерности затрат стоимости жилого помещения (л.д.13-38).
Заключением межведомственной комиссии от 07 декабря 2015 года, " ... ", вышеуказанное жилое помещение, принадлежащее истице, отнесено к непригодным для проживания (л.д.39,40).
Распоряжением администрации Ишимского муниципального района от 24 декабря 2015 года " ... " Долганова С.С. поставлена на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области по категории вдова инвалида Великой Отечественной Войны (л.д.77,78).
Из уведомления от 25 декабря 2015 года и информации от 20 апреля 2016 года " ... " Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области следует, что Долганова С.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области, по категории вдова инвалида Великой Отечественной войны за N 5. В списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области, имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения, Долганова С.С. состоит за N 2. (л.д.41,76).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановленонеобходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании подп. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в связи с проживанием Долгановой С.С. в доме, признанным непригодным для проживания, у ответчиков в силу ст.ст.57,85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истице вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Довод апелляционной жалобы о том, что причиной признания межведомственной комиссией дома непригодным для проживания является ненадлежащее исполнение обязательств истицей по содержанию принадлежащего ей жилого дома, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку доказательств данному обстоятельству, как это предусмотрено положениями ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.