Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Савилове Р.И.
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 19 июля 2016 г., которым с учетом определения от 01 сентября 2016 г. об исправлении описки постановлено:
"Иск Заводоуковского. межрайонного прокурора Тюменской области в интересах несовершеннолетнего Лукашина В.С. к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о предоставлении жилого помещения вне очереди и заключении договора социального найма, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Лукашину В.С. в лице законного представителя Лукашиной Р.А., имеющего состав семьи: мать - Лукашина Р.А. - вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36 кв.м., и не более 54 кв.м., отвечающим установленным требованиям и находящимся на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области после предоставления жилого помещения Правительством Тюменской области принять решение о заключении договора социального найма с законным представителем Лукашина В.С. - Лукашиной Р.А. а также заключить договор социального найма на указанное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Правительства Тюменской области - Яковлевой Е.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Лукашиной Р.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, мнение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей решение суда в части площади предоставляемого помещения подлежащим изменению, в остальной части - законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав Лукашина В.С. к Правительству Тюменской области, администрации Заводоуковского городского округа, в итоговой редакции исковых требований просил возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить истцу на состав семьи из двух человек, включая мать Лукашину Р.А., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м и не более 54 кв.м из государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям и находящееся на территории Заводоуковского городского округа, на администрацию Заводоуковского городского округа - заключить с истцом в лице законного представителя договор социального найма в отношении предоставленного жилого помещения.
Требования были мотивированы тем, что несовершеннолетний Лукашин Р.А. " ... " года рождения проживает в двухкомнатной квартире площадью 51,4 кв.м по адресу: " ... " совместно с матерью Лукашиной Р.А., отчимом ... и братом ... Лукашин Р.А. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в утвержденный перечень заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире. Лукашина Р.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 28 апреля 2004 г. Между тем, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.
Участвовавший в деле прокурор и законный представитель истца Лукашина В.С. - Лукашина Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа Созонова Ю.Н., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований, обратив внимание на то, что заключение органом местного самоуправления с истцом договора социального найма станет возможным только после предоставления ему жилого помещения Правительством Тюменской области.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалы дела представителем ответчика был представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором он просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истец не относится к установленным законодательством категориям граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Тюменской области.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает вывод суда о наличии у Лукашина В.С. как ребенка-инвалида права на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области противоречащим действующему региональному законодательству, не устанавливающему такой гарантии обеспечения жильем для данной категории граждан. Указывает на то, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку его семья состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в качестве малоимущих. Полагает, что действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти Тюменской области обязанности по обеспечению инвалидов дополнительной жилой площадью. Обращает внимание на несоответствие параметров площади предоставляемого истцу помещения, приведенных в мотивировочной и резолютивной части решения суда.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в том числе граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, если заболевание с кодом " ... " подпадает под перечень " ... "
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Лукашин В.С. " ... " является ребенком-инвалидом (л.д. 28).
Согласно выписке из истории развития, оформленной в " ... "", в ходе последнего осмотра истца " ... " 02 февраля 2016 г. ему был поставлен диагноз: " ... ". Код заболевания по МКБ-10: " ... " (л.д. 26, 27).
Проживает Лукашин В.С. с матерью Лукашиной Р.А., отчимом Липихиным Г.П. и братом Липихиным И.Г. по адресу: " ... " общей площадью 51, 2 кв.м. Данное жилое помещение было предоставлено матери истца Лукашиной Р.А. по договору социального найма от " ... " (л.д. 22 - 25).
С " ... " Лукашина Р.А. с составом семьи из двух человек, включая сына Лукашина В.С., состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по социальному найму в общем списке и в льготном списке в связи с наличием в составе семьи ребенка-инвалида (л.д. 17 - 21).
Поскольку несовершеннолетний Лукашин В.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанной в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для обеспечения Лукашина В.С. жилым помещением из государственного жилищного фонда Тюменской области, о чем были заявлены требования прокурором, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимания.
Обязывая Правительство Тюменской области предоставить истцу жилое помещение государственного жилищного фонда Тюменской области, суд не учел следующее.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Федеральным законодательством предоставление детям-инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, вне очереди жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, не предусмотрено.
Частями 1, 2, 3, 4 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, истец Лукашин В.С. в составе семьи своей матери состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2004 года.
В соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Тюменской области форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в Федеральных законах "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определены Положением "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 г. N 193-п (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 3 Положения меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 2 Положения, осуществляются в форме предоставления указанным гражданам социальных выплат на приобретение жилья в собственность или на возмещение затрат по строительству индивидуального жилого дома. В пункте 2 Положения указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в отношении: а) постоянно проживающих в Тюменской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.; ...
Внеочередное обеспечение жилыми помещениями из государственного жилищного фонда по договорам социального найма для детей-инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся до 01 января 2005 г., нормативными правовыми актами Тюменской области не предусмотрено.
Согласно статье 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", право на предоставление жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном настоящим Законом, и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона. Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют следующие граждане, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях: ... г) инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 г.
Дети-инвалиды, семьи, имеющие детей инвалидов к числу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области указанным законом не отнесены.
Из изложенного следует, что у суда не имелось правовых оснований для обеспечения Лукашина В.С. вне очереди жилым помещением из государственного жилищного фонда Тюменской области, и как следствие для возложения на администрацию Заводоуковского городского округа обязанности заключить в отношении предоставленного жилого помещения договора социального найма.
При таких обстоятельствах по причине неправильного применения судом норм материального права принятое судом решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 19 июля 2016 г. отменить и принять по делу новое решение, которым Заводоуковскому межрайонному прокурору отказать в заявленном в защиту прав Лукашина В.С. иске к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, заключении договора социального найма в отношении предоставленного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.