Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией Кузнецовой Т.Н. на решение судьи Мончегорского городского суда Мурманской области от 22 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску по делу об административном правонарушении от 22 июня 2016 года юридическое лицо - Администрация муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
Решением судьи Мончегорского городского суда Мурманской области от 22 июля 2016 года постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначенного юридическому лицу административного наказания, размер которого в виде административного штрафа снижен до *** рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией по доверенности Кузнецова Т.Н. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на указанное постановление отменить и принять по делу новое решение.
Выслушав представителя Администрации муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией Евдомашенко В.В., поддержавшую доводы жалобы, нахожу решение судьи Мончегорского городского суда подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 16 июня 2016 года государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску выявлено, что юридическим лицом - Администрацией муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией нарушены требования положений пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, а также требования ГОСТ Р 52766-2007, 52289-2004, а именно:
- в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в районе д. ... по пр. ... в городе Мончегорске установлены дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета;
- в нарушение п. 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в районе д. ... по ул. ... в городе Мончегорске отсутствует ограждение, предназначенное для защиты опор наружного освещения от наездов транспортных средств (расстояние от кромки проезжей части до опоры наружного освещения составило 193 см);
- в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в районе д. ... по ул. ... в городе Мончегорске на остановочном пункте отсутствует автопавильон.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
С выводами должностного лица о виновности Администрации в совершении административного правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ, судья городского суда согласился.
Вместе с тем, постановление должностного лица и судебное решение законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.21 ст. 45 Устава Муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, принятым Советом города Мончегорска 28.10.2010 года N *, к полномочиям Администрации города Мончегорска в сфере городского хозяйства относится осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области пользования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Согласно п.п. 3.7, 3.9 ст. 45 Устава Муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, к компетенции Администрации города Мончегорска относится создание муниципальных предприятий и учреждений, координация деятельности муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией от 20.12.011 N * создано муниципальное казенное учреждение " ***", которое в соответствии с Уставом осуществляет организацию содержания, капитальных, текущих ремонтов автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В целях выполнения возложенных функций Муниципальным казенным учреждением заключен муниципальный контракт N * на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства города Мончегорске, осуществлялся контроль и приемка выполненных работ.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты выявленных нарушений требований и стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Таким образом, Администрация муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску от 22 июня 2016 года и решение судьи Мончегорского городского суда Мурманской области от 22 июля 2016 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску от 22 июня 2016 года и решение судьи Мончегорского городского суда Мурманской области от 22 июля 2016 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования города Мончегорска с подведомственной территорией по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья
Мурманского областного суда И.В. Истомина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.