Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Шанаевой И.Ю.
судей
Захарова А.В.
Игнатенко Т.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меншиковой Л. Ж. к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации о взыскании заработной платы и денежной компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Меншиковой Л. Ж.
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Меньшиковой Л. Ж. к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения представителя истца Меншиковой Л.Ж. - Лазюка В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителей ответчика Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Урманчеева А.Р., Рыковановой О.С.
, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Меншикова Л.Ж. обратилась в суд с иском к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Отделение Центробанка) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в должности главного экономиста сектора последующего контроля Отдела бухгалтерского учета и отчетности Отделения Центробанка по 06 октября 2015 года.
12 февраля 2016 года ей была начислена премия (вознаграждение) по итогам работы за 2015 год в сумме *** рублей *** копеек, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, что подтверждается расчетным листком за февраль 2016 года.
Полагала, что действия работодателя по выплате премии (вознаграждения) по итогам работы за 2015 год без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера нарушают ее права, установленные трудовым законодательством.
Просила взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную часть заработной платы, а именно премию (вознаграждение) по итогам работы за 2015 год в сумме *** рубля *** копеек, компенсацию морального вреда в размере *** рубль.
Истец в судебном заседании участия не принимала, ее представитель Лазюк В.В. на исковых требованиях настаивал.
Представители ответчика Рогов Е.В. и Никулина И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований
В апелляционной жалобе Меншикова Л.Ж. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, явившиеся основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Кроме того, выражая свое несогласие с решением суда, указывает на то, что изменения, внесенные в Положение N352-П указанием Банка России от 30 января 2014 года N 3183-У, не соответствуют положениям Трудового кодекса Российской Федерации и Закону от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и ограничивают ее право на получение вознаграждения за труд в размере, установленном трудовым законодательством и трудовым договором.
Полагает не соответствующим нормам материального права и вывод суда о том, что решение о выплате премии (вознаграждения) по итогам работы за год не находится в непосредственной компетенции работодателя, поскольку такое решение принимается Советом директоров Банка России.
В обоснование чего, ссылаясь на статьи 1 и 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", указывает на то, что решения принимаемые Советом директоров Банка Росси по вопросам оплаты труда служащих Центрального банка Российской Федерации являются локальными актами работодателя и при их принятии Совет директоров должен соблюдать положения трудового законодательства Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Отделения Центробанка Колесник В.К. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Меншикова Л.Ж., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Меншикова Л.Ж. в период с 27 июня 2002 г. по 06 октября 2015 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работая в должности главного экономиста сектора последующего контроля Отдела бухгалтерского учета и отчетности отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации.
12 февраля 2016 года истцу в соответствии с приказом Отделения NЛСТ2-47-12 от 09 февраля 2016 года "О выплате работникам Отделения премии (вознаграждения) по итогам работы за 2015 год" выплачена премия в размере *** рублей *** копеек, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что подтверждается расчетным листком.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплата истцу вознаграждения по итогам работы за 2015 год относится к числу дополнительных (непостоянных) стимулирующих выплат, произведена в соответствии с действующим на момент ее начисления и выдачи локальным нормативным актом ответчика, а именно Положением Центрального Банка Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 352-П "О системе оплаты труда работников Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)", а также Положением Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 392-П "О гарантиях и компенсациях по оплате труда работникам Банка России, работающим в РКС и приравненных к ним местностях, где законодательством России установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях" (с последующими изменениями и дополнениями), которыми начисление районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера на указанную стимулирующую выплату в спорный период не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как основанными на обстоятельствах дела и правильном анализе подлежащих применению правовых норм.
Согласно части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник, в частности, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, в том числе, обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) подлежат обязательному включению в трудовой договор.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.
До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта продолжает применяться установленный органами государственной власти бывшего Союза ССР порядок предоставления районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера (часть 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденных Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.
В силу положений статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из содержания заключенного с истцом трудового договора с учетом заключенных между сторонами дополнительных соглашений к нему следует, что Меншиковой Л.Ж. установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием. Кроме того, работник имеет право на доплаты, надбавки, поощрительные, стимулирующие и компенсационные выплаты в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
Система оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации утверждена Положением Банка России от 28 декабря 2009 года N352-П "О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Положение N 352-П).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 352-П система оплаты труда работников включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки стимулирующего характера, премии, поощрительные и иные выплаты).
К числу стимулирующих выплат также отнесена премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год (пункт 5.1 Положения N 352-П).
Редакцией п. 7.2 Положения, действующей до 30 января 2014 г., было установлено, что премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год устанавливается по решению Совета директоров Банка России в виде коэффициента кратности к среднемесячному заработку работника, в который включались выплаты, перечисленные в приложении к Положению, в том числе выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате (п.10 приложения к Положению N 352-П).
Поскольку согласно п.10 Приложения в прежней редакции в состав среднемесячного заработка для расчета премии (вознаграждения) включались выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате, пунктом 5.2 Положения N 352-П установлено, что на стимулирующие выплаты, установлено, что на стимулирующие выплаты, установленные настоящим Положением (кроме надбавки за выслугу лет, доплаты за участие в ревизиях или проверках и ежемесячной премии), не начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Указанием Банка России от 30 января 2014 г. N 3183-У в Положение N 352-П были внесены изменения в части порядка расчета премии (вознаграждения) по итогам работы за истекший год. Так, согласно п.7.2.4 Положения в новой редакции, расчет премии (вознаграждения) по итогам работы за год производится исходя из среднемесячного должностного оклада работника в году, за который производится премирование.
Правило о неначислении районных коэффициентов и процентных надбавок на премию (вознаграждение) по итогам работы за истекший год закреплено также в пункте 1.3 Положения Центрального Банка РФ от 11 декабря 2012 года N 392-П "О гарантиях и компенсациях по оплате труда работникам Банка России, работающим в РКС и приравненных к ним местностях, где законодательством России установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях" (далее Положение N392-П).
Выплата указанной премии производится по итогам работы за год на основании решения Совета директоров Банка России за счет средств соответствующего фонда вознаграждения, формируемого в момент утверждения сметы расходов на содержание Банка России на очередной год (пункты 7.2, 7.2.1 Положения N 352-П).
При этом формирование фонда вознаграждения осуществляется исходя из размера фонда заработной платы (по должностным окладам) и коэффициента к среднемесячному фонду заработной платы (по должностным окладам), определяемого Советом директоров Банка России.
Аналогичным способом формируется фонд вознаграждения подразделения Банка России (пункт 7.2.2.1 Положения N 352-П в редакции указаний Банка России N 3391-У от 24 сентября 2014 года).
Таким образом, исходя из содержания Положения N 352-П фонд вознаграждения не входит в фонд заработной платы сотрудников Центрального Банка Российской Федерации и формируется отдельно для выплаты премии (вознаграждения) по итогам работы за год.
Совет директоров Банка России - коллегиальный орган, формируемый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, которая по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности его членов (статьи 5, 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Совет директоров Банка России не является работодателем истца и, соответственно, поскольку выплата вознаграждения по итогам работы за год может быть произведена исключительно на основании решения данного коллегиального органа, премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год не может быть признана постоянной стимулирующей выплатой, являющейся составной частью заработной платы истца (фактического заработка), причитающейся ей за соответствующий отработанный период.
Несмотря на то, что пункт 1.3 Положения N 352-П включает стимулирующие выплаты в систему оплаты труда, не все из них являются составной частью заработной платы (фактического заработка) работников Банка России.
Так, отнесенные наряду с премией (вознаграждением) по итогам работы за год к числу стимулирующих выплат, премии за персональные достижения, к юбилейным датам, при выходе на пенсию, а также поощрительные и иные выплаты в виде единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи при чрезвычайных обстоятельствах, формально входящие в систему оплаты труда, не являются постоянными составными частями заработной платы работника (фактического заработка), что также не предполагает начисление на них районных коэффициентов и процентных надбавок.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что премия (вознаграждение) по итогам работы за год, является дополнительной (непостоянной) стимулирующей выплатой, устанавливаемой работодателем в целях поощрения работников за общий вклад в достижение целей и задач, стоящих перед Банком России.
Такая выплата не носит систематического характера, поскольку формируется и выплачивается за счет средств специально созданного для этих целей фонда, не являющегося фондом оплаты труда, а решение о ее выплате не находится в непосредственной компетенции работодателя истца.
Из приведенных обстоятельств (с учетом установленного Положением N 352-П порядка выплаты вознаграждения по итогам работы за год, а также источника ее выплаты - не за счет средств фонда оплаты труда), и исходил суд, не усмотрев оснований для включения ее в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районный коэффициент.
По своему содержанию вознаграждение по итогам работы за год является дополнительной стимулирующей труд сотрудников Банка России выплатой, полномочиями по установлению которой, включая установление порядка и условий ее выплаты, а также их изменению, обладает работодатель.
При этом действующими в спорный период актами, утвержденными Банком России, которые не признаны недействительными, не отменены, не предусматривалось применение районных коэффициентов и процентных надбавок при исчислении премии (вознаграждения) по итогам работы за 2015 год.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для начисления на выплаченное истцу вознаграждение (премию) по итогам работы за 2015 год районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении иска.
Выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, и судебная коллегия признает их правильным, а решение суда законным и обоснованным.
Приводимые доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
Судебная коллегия отмечает, что размер вознаграждения по итогам работы за 2015 год был определен решением Совета директоров Банка России 22 декабря 2015 г., то есть до вступления в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N АКПИ15-1253, которым признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, в части, предусматривающей, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются единовременное вознаграждение за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Меншиковой Л. Ж. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.