Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Кутовской Н.А.
Грошенко И.Б.
при секретаре
Лиманской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Литвинова В. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате,
по апелляционной жалобе Литвинова В. А. на решение
Кольского районного суда Мурманской области от 29 апреля 2016 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Литвинова В. А. к ГУ УПФ в Кольском районе МО о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате - отказать".
Заслушав доклад судьи Кутовской Н.А., объяснения Литвинова В.А. и его представителя Лукияновой И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области Толкачевой Л.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Литвинов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате.
В обоснование заявленных требований указал, что с _ _ ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Общий трудовой стаж составил *** лет *** месяцев *** дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - *** лет *** месяцев *** дней и стаж работы в плавсоставе - *** лет *** месяц *** дней.
Согласно разъяснению ответчика от _ _ , с учетом 25 полных лет страхового стажа, максимального отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ (1.2), проводимыми централизованными повышениями и индексациями, размер его пенсии по состоянию на _ _ составил *** рублей, в том числе фиксированный базовый размер - *** рублей, страховая часть - *** рублей, отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ по справке о заработной плате за *** г. - *** г. - ***.
При определении расчетного размера пенсии установлено отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате - 1,2, поскольку: по состоянию на _ _ он не проживал в районах Крайнего Севера; по состоянию на _ _ не имел 15 календарных лет стажа работы в районах Крайнего Севера (продолжительность специального стажа в РКС на указанную дату *** лет *** месяца). При этом при подсчете его стажа работы в районе Крайнего Севера ответчиком не засчитан период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с _ _ по _ _ ( *** года *** дня) в воинских частях, которые дислоцировались в районе Крайнего Севера.
Указал, что не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в колхоз " ***", расположенный в районах Крайнего Севера, период работы в котором засчитан в специальный стаж.
Полагал, что поскольку с учетом периода военной службы стаж работы в районах Крайнего Севера по состоянию на _ _ составил более 15 лет, то при расчете пенсии подлежал применению размер отношения заработка - 1,4.
Письмом ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области от _ _ разъяснено, что военная служба в стаж работы в районах Крайнего Севера не включается.
Просил обязать ответчика включить в его стаж работы в районах Крайнего Севера период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с _ _ по _ _ , произвести перерасчет пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработков застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,4 с _ _ .
В судебном заседании истец Литвинов В.А. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области Толкачева Л.А., Зайцева В.В. в судебном с заявленными требованиями не согласились.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Литвинов В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении об обращении к ответчику в _ _ года с заявлением о разъяснении порядка расчета назначенной пенсии, в _ _ года по вопросу включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода военной службы по призыву.
Ссылаясь на положения Постановления Совмина СССР от 25.03.1968 N 181, пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, полагает, что период военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера.
Считает, что сохраняет ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Находит, что с учетом спорного периода стаж работы в районах Крайнего Севера составит более 15 лет, что влечет право на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
В возражения на апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Пунктом 2 статьи 28.1 данного Федерального закона определено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, то есть мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По смыслу приведенных положений применение повышенного коэффициента возможно в случае проживания пенсионера по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо независимо от места жительства при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Литвинов В.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 и пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с _ _ по достижении возраста *** лет как лицу, имеющему стаж не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе, страховой стаж не менее 25 лет.
На дату установления досрочной трудовой пенсии по старости страховой стаж в календарном исчислении составил *** год *** месяцев *** дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - *** лет *** месяцев *** дней, специальный стаж в плавсоставе в календарном исчислении *** лет *** месяцев, то есть менее требуемого для назначения пенсии страхового и специального стажа в плавсоставе.
При установлении трудовой пенсии осуществлена оценка пенсионных прав по правилам статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по итогам которой ответчиком применен льготный порядок исчисления стажа работы, имевшей место до 01 января 2002 года, требуемого для получения истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии, в соответствии со статьей 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть в полуторном размере.
При таком порядке подсчета продолжительность страхового стажа истца составила *** лет *** месяцев *** дней, специального стажа - *** лет *** месяц *** дней, в связи с чем пенсия назначена по наиболее выгодному для истца варианту.
При определении расчетного размера пенсии истца ответчиком было установлено отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, в учетом того, что истец по состоянию на 01 01.2002 был прописан в ... , то есть не проживал в районах Крайнего Севера, при этом продолжительность специального стажа в районах Крайнего Севера на указанную дату составляла менее 15 лет.
В стаж работы в районах Крайнего Севера не включен период прохождения военной службы по призыву, в том числе в войсковой части ***, с _ _ по _ _ .
В соответствии с заявлением истца от _ _ ответчиком произведен перерасчет размера страховой пенсии в связи с добавлением страхового стажа ввиду продолжения трудовой деятельности, который составил *** лет *** дня.
Правовой целью обращения истца с требованиями о зачете в специальный стаж периода военной службы по призыву явилось достижение необходимого условия в виде стажа работы продолжительностью 15 лет в районах Крайнего Севера.
Согласно архивным справкам от _ _ и от _ _ , выданным *** в период с _ _ по _ _ дислоцировалась в ... , *** станция в период с _ _ по _ _ дислоцировалась в ...
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периода военной службы по призыву в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, поскольку в соответствии с действующим законодательством период прохождения военной службы включается в страховой стаж и в общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный стаж (стаж работы в районах Крайнего Севера), дающий право на досрочную пенсию в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Положения действующего с 01 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможность включении военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера также не предусматривают (часть 1 статьи 12).
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, как следует из положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закона СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 14,90) и принятых в соответствии с ними подзаконных актов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О и др.).
Положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, Постановления Совмина СССР от 25.03.1968 N 181, на которые ссылается податель жалобы, выводов суда не опровергают, о возможности включения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не свидетельствуют.
В силу пункта 109 Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, перечень работ, к которым период службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации может быть приравнен по выбору обратившегося за пенсией, не включает работу в районах Крайнего Севера.
Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года льготы, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии, не предусматривали.
На момент назначения пенсии и оценки пенсионных прав истец в районах Крайнего Севера не проживал, необходимого стажа в районах Крайнего Севера не имел, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу, что условия для применения повышенного соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате Российской Федерации отсутствовали.
Выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, по существу основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, в связи с чем не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия считает, что судом достаточно полно исследованы обстоятельства дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвинова В. А. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.