судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Н.А.,
судей Малыка В.Н., Маншилиной Е.И.,
при секретаре Федяевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Лелявина А.В. на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 июля 2016 года, которым постановлено:
"отказать в удовлетворении исковых требований Лелявина А.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, администрации города Липецка о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лелявин А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в соответствующих списках лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Просил возложить на администрацию города Липецка обязанность по предоставлению ему на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области иск не признала.
Представители ответчика - администрации города Липецка, третьих лиц - администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Департамента ЖКХ города Липецка, ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" в судебное заседание не явились.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав объяснения истца и его представителя, пред
ставителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области , обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма.
В соответствии с указанной нормой, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Исходя из положений статьи 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исполнительный орган государственной власти области в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года по форме, установленной приложением 3 к Порядку формирования органами местного самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу пункта 2 статьи 9.2 указанного закона исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства издает правовой акт о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в соответствии со сводным списком и на основании представляемых указанными лицами обновленных документов.
Как следует из материалов дела, Лелявин А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Его матерью является Лелявина А.И., которая в последующем в связи с регистрацией брака производила замену фамилии в 1970 году на Богданова, в 1980 году - Музалева (л.д. 56).
Сведения об отце истца в свидетельстве о рождении отсутствуют (л.д. 6).
Решением исполкома Дмитриевского районного Совета депутатов трудящихся от 28 мая 1968 года Лелявин А.В. был направлен в дом ребенка, а в последующем - в Теткинский детский дом, где он находился в период с 1971 по 1975 год (л.д. 107, 108, 109).
28 августа 1975 года истец был зачислен в 1 класс Рыльской восьмилетней школы-интерната N 5, которую он окончил в 1983 году, находясь в период обучения на полном государственном обеспечении (л.д. 105).
С сентября 1983 года по май 1986 года Лелявин А.В. обучался в СГПТУ-17 г. Железногорска Курской области, где также находился на полном государственной обеспечении (л.д. 102).
Приговором Железногорского городского суда Курской области от 29 мая 1990 года Лелявин А.В. был осужден к 4 годам лишения свободы отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии (л.д. 148-165), с исчислением срока наказания с 23 ноября 1989 года.
Согласно справке ИЦ УМВД России по Липецкой области 05 мая 1993 года, Лелявин А.В. был освобожден по амнистии (л.д. 174).
Также из материалов дела следует, что с 27 июля 1993 года по 04 сентября 1997 года истец проживал в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
В 1997 году Лелявину А.В. по месту работы на АО "НЛМК" было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: "адрес", где он проживает по настоящее время.
12 мая 2003 года, то есть по достижении 35 лет, истец обратился в администрацию города Липецка с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, и распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка N 732-р от 23 мая 2003 года был принят на указанный учет (л.д. 39, 40).
Из справки Управления ЖКХ Липецкой области от 31 мая 2016г. следует, что истец включен в сводный список для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Управлением образования и науки Липецкой области на 2016 год под N 22. (л.д. 38)
Отказывая Лелявину А.В. в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из того, что с соответствующим заявлением о включении в списки детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, и с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, истец до исполнения ему 23 лет в установленном порядке не обращался.
Вместе с тем, право на предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и должно быть реализовано таким лицом до достижения возраста 23 лет.
Указанные обстоятельства, в силу вышеприведенных положений федерального закона " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", бесспорно свидетельствуют об утрате истцом статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Доказательств уважительности причин необращения Лелявина А.В. в уполномоченный орган с соответствующим заявлением до достижения им возраста 23 лет суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Лелявина А.В. о понуждении Управления ЖКХ по Липецкой области, администрации г. Липецка предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на момент его постановки на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении - 23 мая 2003 года для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения возрастных ограничений не имелось, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Липецка от 28 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Лелявина А.В. - без удовлетворения .
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.