Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Кяргиевой Н.Н.,
судей Вершининой О.Ю., Ехаловой Ю.А.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Казакова С.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.Н.С., К.В.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Казакова С.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения представителя Казакова С.А. Федотовой И.Г., судебная коллегия
установила:
Казаков С.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации по личному составу от "ДАТА" N ... Казаков С.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
На основании ордера Казаков С.А., несовершеннолетние К.В.С., К.Н.С. зарегистрированы в служебном помещении в закрытом военном городке по адресу: "адрес".
Решением Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") от "ДАТА" N ... Казакову С.А. отказано в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Оспаривая правомерность отказа, 26 апреля 2016 года Казаков С.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западрегионжилье" о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что иных жилых помещений ни в собственности, ни по договорам социального найма не имеет.
Просил признать незаконным решение Вологодского отделения ФГКУ "Западрегионжилье" от "ДАТА" N ... об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика поставить Казакова С.А. совместно с членами семьи К.Н.С. и К.В.С. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Истец Казаков С.А. и его адвокат по ордеру Смирнов Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ "Западрегионжилье" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых в удовлетворении иска просил отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Казаков С.А., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств дела и применение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что он как военнослужащий должен подать соответствующие документы до увольнения только для того, чтобы в большей мере были обеспечены его права и у ответчика была возможность принять его на учет до увольнения. Полагает, что имеет право на получение жилого помещения при увольнении от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку действия, направленные на постановку на учет, были совершены в период прохождения военной службы. Документов, свидетельствующих о том, что он произвел действия по намеренному ухудшению жилищных условий ни в 2012 году, ни в 2015 году, не представлял. В 2012 году он обращался с рапортом в ФГКУ "Западрегионжилье" о постановке на учет, однако, решением от "ДАТА" N ... ему было отказано в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и обеспечением жилой площадью в соответствии с установленными законодательством нормами. Однако, считает, что на 2012 год брак официально не расторгнут, хотя фактически брачные отношения прекращены в 2011 году, он обязан был указать бывшую жену Казакову Л.В. в составе семьи, которая на тот момент распорядилась принадлежащим ей имуществом, не являющимся совместно нажитым, поскольку было получено ей по безвозмездным сделкам.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем законодатель установилкритерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Таким образом, для реализации указанного права гражданин, уволенный с военной службы, должен на момент увольнения быть признан нуждающимся в жилом помещении. При этом решение о признании нуждающимся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.
Как следует из материалов дела, Казаков С.А. проходил военную службу в войсковой части 25594, приказом Министра обороны Российской Федерации от "ДАТА" N ... на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" досрочно уволен с военной службы с зачисление с запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
"ДАТА" истец обратился в ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Вологда) ФГКУ "Западрегионжилье" от "ДАТА" N ... истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В качестве мотивов отказа указано, что истец на момент обращения с вышеуказанным заявлением утратил статус военнослужащего, на момент увольнения с военной службы в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не состоял.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Казаков С.А. в период прохождения военной службы не был признан нуждающимся в жилом помещении, а также утратил статус военнослужащего, в связи с чем пришел к выводу о правомерности данного отказа и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила принятия военнослужащих на учет нуждающихся), что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотрено такое обязательное условие, как признание на момент увольнения гражданина с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением ФГКУ "Западрегионжилье" от "ДАТА" N ... Казакову С.А. уже было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указанное решение истцом не обжаловано.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по состоянию на декабрь 2015 года у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Казакова С.А. о признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку на момент обращения к ответчику истец утратил статус военнослужащего и ранее - в период прохождения военной службы на законных основаниях на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.
Оснований не согласиться с данным выводом суда у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности принятия ответчиком решения о признании Казакова С.А. нуждающимся в жилых помещениях независимо от увольнения его с военной службы, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, которым утверждены Правила принятия военнослужащих на учет нуждающихся, обязанность по организации учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, которой предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях (пункт 11).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу выводов суда не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казакова С.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.Н.С., К.В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.