Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Соколовой М.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Устюженского муниципального района Вологодской области на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 22.07.2016, которым удовлетворены исковые требования прокурора Устюженского района.
На администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района возложена обязанность организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся муниципального образовательного учреждения "Желябовская школа" до образовательного учреждения и обратно по истечение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия
установила:
прокурор Устюженского района обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся муниципального образовательного учреждения (далее МОУ) "Желябовская школа" к Управлению образования администрации Устюженского муниципального района о возложении обязанности организовать с 01.09.2016 бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Бабаевский" проведена проверка по вопросу обеспечения безопасности при перевозке несовершеннолетних обучающихся МОУ "Желябовская школа", в ходе которой установлено, что организованный подвоз детей к месту учебы осуществляется с грубым нарушением требований законодательства. Подвоз обучающихся к месту учебы в 2016 году осуществлялся на основании договора на оказание транспортных услуг от 09.03.2016, заключенного между Муниципальным унитарным пассажирским автотранспортным предприятием (далее МУПАТП) и МОУ "Желябовская школа", автобусом ... , государственный регистрационный знак N ... , и автобусом ... , государственный регистрационный знак N ... , не соответствующими требованиям, установленным Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", не предназначенными для перевозки детей от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, что ставит под угрозу закрепленные статьями 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования и представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Устюженского муниципального района Вологодской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Устюженского района Рожина Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать исполняющую функции и полномочия учредителя МОУ "Желябовская школа" - Устюженского муниципального района - администрацию Устюженского муниципального района в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатную, отвечающую установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозку обучающихся МОУ "Желябовская школа" до данного образовательного учреждения и обратно.
Представитель ответчика управления образования администрации Устюженского муниципального района на основании прав по должности начальник Степанова С.А. в судебном заседании с уточненными требованиями не согласилась. Указала, что требование прокуратуры об обязании организовать с 01.09.2016 перевозку обучающихся МОУ "Желябовская школа", отвечающую установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, является преждевременным, поскольку факт нарушения действующего законодательства в части организации перевозки обучающихся МОУ "Желябовская школа" с 01.09.2016 не может быть установлен до наступления данной даты. Кроме того, обеспечение перевозки обучающихся, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья детей, является непосредственной обязанностью перевозчика и владельца транспортного средства - МУПАТП.
Представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по доверенности Артамонова А.В. в судебном заседании уточненные требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения. Указывает, что обязанность учредителя образовательного учреждения по организации перевозки детей в 2016-2017 учебном году на период рассмотрения дела (летний период 2016 года) не возникла, данная обязанность возникнет с 01.09.2016 в силу прямого указания Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Прокурором не представлено доказательств того, что организация процесса перевозки детей с 01.09.2016 не будет осуществлена учредителем в соответствии с требованиями законодательства. Ни управление образования администрации района, ни МОУ "Желябовская школа" при проведении проверки по вопросу организации транспортного обеспечения в 2015-2016 году не участвовали, о результатах проверки не извещены. По результатам проверки протоколов об административных правонарушениях не составлялось, представлений не выносилось. Кроме того, в адрес управления образования администрации района и администрации района каких-либо требований, запросов прокурором не направлялось, жалоб и заявлений от обучающихся и их родителей не поступало.
Представитель третьего лица МОУ "Желябовская школа" на основании прав по должности директор Пронина Н.П. в судебном заседании уточненные требования не поддержала.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России "Бабаевский" по доверенности Елецкий М.Ю. в судебном заседании уточненные требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Устюженского муниципального района Вологодской области, ссылаясь на доводы, изложенные ее представителем в ходе судебного разбирательства, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно указывает, что в решении суд ссылается на утративший силу с 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Кроме того судом не разрешено письменное ходатайство администрации района об изменении ее процессуального статуса. Также указывает, что остается неразрешенным вопрос, кто из заявленных ответчиков является обязанным исполнить решение суда, поскольку в резолютивной части решения обязанность возложена на администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Устюженского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу МОУ "Желябовская школа", полагая решение суда справедливым и обоснованным, указывает, что в августе 2016 года директором образовательного учреждения в управление образования администрации Устюженского муниципального района направлено ходатайство об организации подвоза обучающихся данного учреждения, в ответ на которое в устной форме было предложено вновь заключить договор с МУПАТП. По причине несвоевременного финансирования учредителем МОУ "Желябовская школа" заключение каких-либо договоров на выполнение работ, оказание услуг, в том числе, на перевозку обучающихся, а также заключение договора с другим поставщиком услуг по перевозке школьников в настоящее время весьма затруднительно. Самостоятельно решить эту проблему без помощи учредителя, МОУ "Желябовская школа" не может.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Технические требования, предъявляемые к автобусам, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет, предусмотрены Государственным стандартом Российской Федерации "Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98" (далее также ГОСТ Р 51160-98), введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 101.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением администрации Устюженского муниципального района от 25.01.2016 N 20 "О закреплении муниципальных образовательных организаций Устюженского муниципального района за конкретными территориями Устюженского муниципального района" за МОУ "Желябовская школа" закреплены следующие населенные пункты сельского поселения Желябовское: "адрес".
В соответствии с утвержденным 28.08.2014 паспортом дорожной безопасности МОУ "Желябовская школа" перевозку детей осуществляет МУПАТП г.Устюжна по гражданско-правовому договору.
С 01.01.2016 по 31.05.2016 перевозка обучающихся МОУ "Желябовская школа" к месту учебы и обратно осуществлялась автотранспортом на основании договора на оказание транспортных услуг по перевозке учащихся внутри муниципального образования от 09.03.2016 N ... и дополнительного соглашения к нему от 29.04.2016, заключенных между МОУ "Желябовская школа" (заказчик) и МУПАТП (исполнитель).
По условиям вышеуказанного договора, исполнитель обязался организовать автотранспортное обслуживание заказчика, которое заключалось в перевозке школьников по маршруту ... по учебным дням. Доставка школьников осуществлялась до здания школы, расположенной по адресу: "адрес" (пункты 1.1, 1.2, 1.3 договора); также обязался письменно согласовывать с заказчиком изменение типа и марки автобуса, необходимого для осуществления перевозок школьников, подавать автотранспорт в состоянии, отвечающем требованиям безопасности (подпункты "б, в" пункта 2.1 договора) л.д. 19-22.
По информации, содержащейся в письме и.о. директора МУПАТП от 28.01.2016 N ... , направленном в ответ на обращение директора МОУ "Желябовская школа" о замене автобуса, осуществляющего подвоз обучающихся в образовательное учреждение, в связи с его неисправностью, предприятие не располагает транспортом, отвечающим нормам и правилам для осуществления перевозок школьников, школьники перевозятся на рейсовых автобусах, автобусный парк изношен на 96%, все автобусы требуют значительного ремонта или замены новыми. Вместимость автобусов марки ... - ... места, марки ... - ... мест. Автобусов большей вместимостью для обеспечения перевозок внутри района у предприятия нет (л.д. 17).
По результатам проверки, проведенной 26.05.2016 прокуратурой Устюженского района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России "Бабаевский" по письменному обращению С.М.Р., ребенок которой обучается в МОУ "Желябовская школа" и проживает в "адрес", установлено, что автобусы марки ... , государственный регистрационный знак N ... , и ... , государственный регистрационный знак N ... , осуществляющие подвоз детей в образовательное учреждение, не соответствуют требованиям, установленным ГОСТ Р 51160-98, а именно у названных автобусов отсутствует отсек и (или) полки над окнами для размещения ручной клади, или багажа (пункт 4.2.5), для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей, высота первой ступеньки от уровня проезжей части превышает 25 см, убирающаяся ступенька (подножка) или система отпускания или наклона пола отсутствует (пункт 4.4.3), автобусы не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых дверях или не полностью закрытых дверях (пункт 4.5.5), сидения не оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые предоставляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления (пункт 4.5.9), в каждом поперечном ряду отсутствует сигнальная кнопка "Просьба об остановке" (пункт 4.5.15), рабочее место водителя не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой (пункт 4.5.17), максимальная конструктивная скорость автобуса превышает 60 км/ч, автобус не оборудован устройством ограничения скорости (пункт 4.5.18), на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди сзади по оси симметрии автобуса отсутствуют надписи "ДЕТИ" (пункт 4.5.20), автобус не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом (пункт 4.5.25), кузов автобуса имеет деформации, следы коррозии, повреждение лакокрасочного покрытия (л.д. 26-27).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что организованный подвоз детей к месту учебы в МОУ "Желябовская школа" осуществлялся с грубым нарушением требований законодательства, что ставило под угрозу права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования, представляло опасность причинения вреда жизни и здоровья детей, в связи с чем правильно указал, что реализация права на образование не может достигаться способом, представляющим опасность причинения вреда жизни и здоровью детей.
При этом судом правомерно учтено, что контроль за подачей исполнителем автотранспорта в состоянии, отвечающем требованиям безопасности, заказчиком должным образом не осуществлялся. Доказательств, свидетельствующих о том, что с 01.09.2016 будет организована отвечающая требованиям безопасности перевозка обучающихся МОУ "Желябовская школа" до образовательного учреждения и обратно, ответчиками не представлено.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Аналогичные положения содержатся в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 40 указанного Закона установлено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В силу пункта 2.5 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, при пешеходной доступности свыше 3-4 км (в зависимости от климатической зоны) для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Приведенные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязанность по организации транспортного обслуживания обучающихся не только между поселениями, но и между населенными пунктами в пределах одного сельского поселения в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций.
Таким образом, по смыслу приведенных норм обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения в сельской местности возлагается на учредителя образовательного учреждения не только между поселениями, но и между населенными пунктами одного поселения в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций.
Пунктом 1.3 Устава МОУ "Желябовская школа", утвержденного постановлением администрации Устюженского муниципального района от 04.12.2015 N 933, определено, что учредителем МОУ "Желябовская школа" и собственником его имущества является Устюженский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения исполняет администрация Устюженского муниципального района в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района (л.д. 65).
Пунктом 2.1 Положения об управлении образования администрации Устюженского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Устюженского муниципального района от 28.11.2013 N 182, установлено, что к полномочиям управления образования администрации района по решению вопросов местного значения в сфере образования относится осуществление от имени администрации района функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций.
Управление образования администрации района в пределах своих полномочий организует бесплатную перевозку обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями (пункт 4.15 Положения).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленных прокурором Устюженского района требований о возложении обязанности организовать бесплатную, отвечающую установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозку обучающихся МОУ "Желябовская школа" до данного образовательного учреждения и обратно.
Вместе с тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, указанная обязанность подлежит возложению на управление образования администрации Устюженского муниципального района, как на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя МОУ "Желябовская школа", в связи с чем, решение суда в части возложения обязанности на администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района, подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты проведенной прокурором проверки организации транспортного обеспечения в 2015-2016 учебном году не могут быть распространены на организацию транспортного обеспечения в ненаступившем 2016-2017 учебном году, в связи с чем заявленные требования неправомерны, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку опровергаются имеющейся в материалах дела информацией.
Так, из возражений МОУ "Желябовская школа" на апелляционную жалобу следует, что на момент их составления (06.09.2016) договор на оказание услуг по перевозке обучающихся не заключен по причине несвоевременного финансирования учредителем общеобразовательного учреждения, что подтверждается выпиской о состоянии лицевого счета МОУ "Желябовская школа" по состоянию на 31.08.2016. В ответ на ходатайство директора МОУ "Желябовская школа" от 16.08.2016 об организации подвоза обучающихся данного учреждения с 01.09.2016 от управления образования администрации Устюженского муниципального района поступило устное предложение вновь заключить договор с МУПАТП.
Кроме того судебная коллегия принимает во внимание, что право обучающихся на бесплатное, отвечающее требованиям безопасности транспортное обеспечение является одной из гарантий получения образования, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Допущенные судом при рассмотрении дела нарушения процессуального характера (ссылка суда на утративший силу с 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", не разрешение письменного ходатайства Устюженского муниципального района об изменении ее процессуального статуса), на которые ссылается администрация Устюженского муниципального района Вологодской области в апелляционной жалобе, к категории существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не относятся, на правильность принятого судом решения не влияют и не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
При указанных обстоятельствах основания к отмене обжалуемого решения у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда Вологодской области от 22.07.2016 в части возложения обязанности на администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области в лице управления образования администрации Устюженского муниципального района изменить.
Обязать управление образования администрации Устюженского муниципального района по истечение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся муниципального образовательного учреждения "Желябовская школа" до образовательного учреждения и обратно.
В остальном решение Устюженского районного суда Вологодской области от 22.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Устюженского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.