Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Полосухиной Н.А., Чернецовой Н.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 05.08.2015 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Тулы в интересах Анненковой Е.П., ФИО1, Силаева Р.В., к администрации г.Тулы о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г.Тулы обратился в суд с иском в защиту прав Анненковой Е.П., ФИО1 (являющейся инвалидом-колясочником), Силаева Р.В. к администрации г.Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, указав на то, что семья истцов проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей Анненковой Е.П. и ФИО1 на праве общей долевой собственности (по 1\2 доле каждой) в порядке приватизации. Постановлением главы администрации Пролетарского района Управы г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N Анненкова Е..П. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (она, дочь ФИО1 и сын Силаев Р.В.). ФИО1 является инвалидом "данные изъяты" группы с детства, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ медико-социальной экспертизы к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 определена 3 степень ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, установлена необходимость оборудования жилого помещения, в котором она должна проживать, специальными средствами и техническими приспособлениями для инвалида, использующего кресло-коляску, с целью беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно данной Программе, а также справке МУЗ "Детская инфекционная больница N г.Тулы" от 10.02.2011г., заболевание Анненковой В.В. входит в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. N817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Постановлением администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N квартира истцов признана непригодным для проживания инвалида-колясочника жилым помещением, однако, иное (пригодное для проживание семьи с инвалидом-колясочником) жилое помещение истцам не предоставлено.
На основании изложенного прокурор г.Тулы просил суд обязать администрацию муниципального образования г.Тулы предоставить Анненковой Е.П., ФИО1, Силаеву Р.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенное для проживания инвалида-колясочника, на территории МО г.Тула, по норме предоставления, во внеочередном порядке, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь.
Определением Центрального районного суда г.Тулы от 16.07.2015г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство труда и социальной защиты Тульской области.
В судебном заседании помощник прокурора г.Тулы Криволапова А.Д. и истец Анненкова Е.П. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Истцы ФИО1 и Силаев Р.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации г.Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. иск не признала, полагая, что правовых оснований для предоставления истцам вне очереди жилого помещения не имеется.
Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Илюшечкина Е.В. полагала, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку, инвалиды, вставшие на учет до 01.01.2005г., реализуют свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилья. ФИО1 включена в Сводный реестр отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для получения субсидии на приобретение жилья, на 01.07.2015г. номер ее очереди - N.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 05.08.2015г., с учетом определения того же суда от 01.03.2016г. об исправлении описки, допущенной в резолютивной части решения, исковые требования прокурора г.Тулы удовлетворены частично. Суд обязал администрацию г.Тулы предоставить Анненковой Е.П., ФИО1, Силаеву Р.В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенное для проживания инвалида-колясочника, на территории г.Тулы, с учетом площади имеющегося у Анненковой Е.П. и ФИО1 в долевой собственности жилого помещения, а также права ФИО1 в соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. N817, на дополнительную жилую площадь, взамен занимаемого ими жилого помещения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней (л.д.152-155, 197-200) администрация г.Тулы просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав пояснения представителя администрации г.Тулы Волынкина А.А., поддержавшего эти доводы, возражения представителя прокуратуры г.Тулы Криволаповой А.Д., Анненковой Е.П., полагавших, что оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, на основании договора передачи с МО г.Тула от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственниками двухкомнатной квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", являются Анненкова Е.П. и ФИО1 - по 1/2 доли в праве у каждой.
Согласно паспортным данным, выпискам из домовой книги и лицевого счета в квартире по указанному адресу проживают и зарегистрированы: Анненкова Е.П. - с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын Силаев Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - с ДД.ММ.ГГГГ, и дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - с ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства первой группы (инвалид-колясочник), инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Главы администрации Пролетарского района Управы г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N Анненкова Е.П., проживающая по адресу: "адрес", поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (она, сын Силаев Р.В., дочь ФИО1). С учетом того, что ФИО1 является инвалидом с детства, постановленовключить семью в список лиц, имеющих право на первоочередное получение жилой площади.
Как усматривается из справок МУЗ "Детская инфекционная больница N" г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выданных комиссионно, ФИО1 является инвалидом с детства (инвалид-колясочник), страдает заболеванием: детский церебральный паралич тяжелой степени, спастическая диплегия, контрактура тазобедренных и голеностопный суставов, имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996г. N214 (п.8).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Бюро МСЭ N ФКУ "ГБ МСЭ по Тульской области" Минтруда России к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, являющейся инвалидом с детства первой группы бессрочно, определена третья степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, а также установлена необходимость приспособления ее жилья к нуждам инвалида: оборудование специальными средствами и техническими приспособлениями (для инвалидов, использующих кресла-коляски) с целью беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. N181-ФЗ и Государственной программой РФ "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Среди прочих специальных средств и технических приспособлений указаны кресло-коляска, подъемник для ванной комнаты с электроприводом. Кроме того, указано, что ФИО1 имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ N817 от 21.12.2004г. (п.8).
Согласно Приказу министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015г. N1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" третья степень ограничений способности к самообслуживанию и к передвижению означает неспособность к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полную зависимость от других лиц (раздел 3, п.6).
Как усматривается их технического паспорта, составленного БТИ, квартира истцов, расположенная по адресу: "адрес", расположена на первом этаже пятиэтажного дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеет общую площадь "данные изъяты" кв.м, в т.ч. жилую - "данные изъяты" кв.м, состоит из двух смежных жилых комнат площадью "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м, кухни площадью "данные изъяты" кв.м, ванной - "данные изъяты" кв.м, коридора "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м, кладовой "данные изъяты" кв.м. Балкона нет.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключению N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной приказом заместителя начальника территориального управления администрации г.Тулы по Пролетарскому району от ДД.ММ.ГГГГ. N, в результате обследования жилого помещения по адресу: "адрес", было установлено, что квартира расположена на 1 этаже 5-ти этажного дома; существующая конструкция лестничного марша подъезда, в котором проживает инвалид-колясочник ФИО1, не отвечает требованиям п.3.29 СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", что не позволяет выполнить устройство пандуса; помещение, в котором проживает инвалид-колясочник, не обеспечено инсоляцией и естественным освещением (п.3.4, 3.54 СНИП 35-01-2001, 35-102-2001); размеры помещений не соответствуют требованиям п.п.3.18, 3.19, 3.68, 5.20, 5.24, 5.31, 5.33 СНиП 35-01-2001, 35-102-2001 для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалида-колясочника. Комиссией сделан вывод о непригодности обследованного жилого помещения для проживания инвалида-колясочника.
На основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии постановлением администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. N жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания инвалида с детства 1 группы, пользующейся креслом-коляской, ФИО1
Все указанные постановления являются действующими.
По сообщению администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес прокурора г.Тулы, на территории МО г.Тула не реализуются какие-либо муниципальные программы, предусматривающие предоставление помещений муниципального жилищного фонда инвалидам-колясочникам; жилые помещения для переселения состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. семье Анненковой Е.В. администрацией города не предлагались.
Согласно данным министерства труда и социальной защиты Тульской области ФИО1 состоит в Сводном реестре отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для получения субсидии на приобретение жилья, на ДД.ММ.ГГГГ. номер ее очереди N.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В силу ч.3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 3 части 1 ст.51 ЖК РФ отнесены граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пунктам 1 и 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, названная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
ФИО1 является инвалидом первой группы по заболеванию, которое не входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. N378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с этим семья истцов не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное получения жилого помещения на основании п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку инвалиды, вставшие на учет до 01.01.2005г., реализуют свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилья, ФИО1 включена в Сводный реестр отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для получения субсидии на приобретение жилья, то основания для предоставления истцам вне очереди жилого помещения отсутствуют, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, данная статья является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ предусматривает возможность определения формы реализации права на обеспечение жильем нормативными правовыми актами субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Как следует из положений ст.31 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права выбор формы принадлежит инвалиду.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. N901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет. Одним из таких оснований является проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает. Факт постановки семьи Анненковой Е.П. в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден постановлением органа местного самоуправления и никем по делу не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, ФИО1, являющаяся инвалидом, вправе выбирать форму реализации своего права на обеспечение жильем: путем получения субсидий либо предоставления жилого помещения.
Как указано выше, судом первой инстанции за истцами признано право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тем, что занимаемое ими жилое помещение непригодно для проживания данной семьи, членом которой является инвалид, пользующийся креслом-коляской.
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п. 11 названного Положения).
В силу пункта 54 Положения (в редакции, действовавшей на момент вынесения судом решения по данному делу от 05.08.2015г.) для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На основании акта и заключения N от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссии, постановлением администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. N жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания инвалида "данные изъяты" группы, пользующейся креслом-коляской, ФИО1, поскольку существующая конструкция лестничного марша подъезда, в котором она проживает, не отвечает требованиям п.3.29 СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", что не позволяет выполнить устройство пандуса; помещение, в котором проживает инвалид-колясочник, не обеспечено инсоляцией и естественным освещением (п.3.4, 3.54 СНИП 35-01-2001, 35-102-2001); размеры помещений не соответствуют требованиям п.п.3.18, 3.19, 3.68, 5.20, 5.24, 5.31, 5.33 СНиП 35-01-2001, 35-102-2001 для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалида-колясочника.
Доказательств, что указанное жилое помещение и общее имущество в многоквартирном доме, в котором расположена квартира истцов, могут быть капитально отремонтированы, реконструированы в целях приспособления к потребностям инвалида-колясочника, суду не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку квартира по вышеуказанному адресу признана непригодной для проживания инвалида, то право на внеочередное обеспечение иным жилым помещением, пригодным для проживания инвалида-колясочника, приобрела не только ФИО1, но и все иные лица, проживающие, как единая семья, в указанной квартире, тем более, что все зарегистрированные в признанном непригодным для проживания инвалида-колясочника жилом помещении лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
До настоящего времени истцам иное, пригодное для проживания инвалида, жилое помещение не предоставлено.
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании у истцов не имеется, что подтверждается исследованными судом доказательствами, в частности, справками Управления Росреестра по Тульской области и Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.03.2009г. N376-О-П, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Указанное законодательное регулирование согласуется с вышеприведенной статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив, что жилое помещение, в котором истцы проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства, признано непригодным для проживания, истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пришел к правильному выводу о том, что у администрации муниципального образования г.Тула в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст.87 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.
Таким образом, предоставление истцам иного жилого помещения исходя из действующих норм предоставления, как это указано судом первой инстанции, противоречит требованиям вышеприведенных норм жилищного законодательства, в связи с чем решение суда от 05.08.2015г. подлежит изменению.
Признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения инвалиду ФИО1 и членам ее семьи - Анненковой Е.П. (матери) и Силаеву Р.В. (брату), которые все вместе обладают в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения пригодного для проживания инвалида-колясочника в порядке, предусмотренном ст.ст.87,89 ЖК РФ.
Как пояснила в суде Анненкова Е.П., при предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника, которым является ее дочь ФИО1, все зарегистрированные в квартире "адрес" лица согласны переехать в такое жилье, освободив занимаемую в настоящее время квартиру.
Поскольку предоставление иного жилого помещения носит в данном случае компенсационный характер, т.е. иное жилое помещение предоставляется истцам взамен занимаемого, при предоставлении семье истцов жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, право собственности ФИО18 и ФИО1 и право пользования Силаева Р.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", подлежит прекращению, а квартира - передаче в собственность администрации МО г.Тула. Иное означало бы улучшение жилищных условий истцов без предусмотренных законом оснований.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции в части обязания администрации г.Тулы предоставить истцам жилое помещение с учетом права инвалида ФИО1 на дополнительную жилую площадь.
Согласно материалам дела (справкам МУЗ "Детская инфекционная больница N" г.Тулы, индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Бюро МСЭ N ФКУ "ГБ МСЭ по Тульской области" Минтруда России к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО1 является инвалидом с детства (инвалид-колясочник), страдает заболеванием: детский церебральный паралич тяжелой степени, спастическая диплегия, контрактура тазобедренных и голеностопный суставов, имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. N817 (п.8).
Согласно пункту 8 утвержденного Постановлением Правительства от 21.12.2004г. N817 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, к таким лицам относятся инвалиды, страдающие органическими заболеваниями центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
Предоставление истцам равнозначного по общей площади занимаемому жилого помещения без учета права инвалида ФИО1 на дополнительную жилую площадь, не позволит в данном случае достичь цели переселения указанной семьи, поскольку квартиру общей площадью в "данные изъяты" кв.м затруднительно переоборудовать в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства к жилому помещению, в котором проживает инвалид - колясочник, в частности обустроить определенной ширины внутриквартирные коридоры, дверные проемы, определенной площади санузел, коридор и пр. Кроме того, необходимо учитывать проживание с инвалидом не только ее матери, но и совершеннолетнего брата.
При указанных обстоятельствам Анненковой Е.П. и ФИО1 и Силаеву Р.В. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м (из расчета "данные изъяты" кв.м равнозначная площадь + "данные изъяты" кв.м дополнительной площади на ФИО1, исходя из действующей в г.Туле нормы предоставления жилых помещений).
Доводы дополнительной апелляционной жалобы администрации г.Тулы о неисполнимости постановленного по делу решения ввиду отсутствия в муниципальном жилищном фонде пригодного для проживания инвалида-колясочника жилья, нельзя признать обоснованным, поскольку порядок обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений с учетом потребностей инвалида законодательно урегулированы. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016г. N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые подробно регламентируют порядок обеспечения таких условий.
С учетом изложенного на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам Анненковой Е.П. и ФИО1. и Силаеву Р.В. во внеочередном порядке жилого помещения, соответствующего требованиям к жилому помещению для проживания инвалида-колясочника, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, в связи с чем решение Центрального районного суда г.Тулы от 05.08.2015г. в части определения характеристик предоставляемого жилого помещения подлежит изменению.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности решения в части внеочередного предоставления жилого помещения несостоятелен, поскольку отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке очередности по списку лиц, состоящих на учете по получению жилья вне очереди.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ могли бы служить основанием к отмене постановленного по делу решения, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Центрального районного суда г.Тулы от 05.08.2015г. по доводам апелляционной жалобы администрации г.Тулы.
Руководствуясь ст.ст.328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 05.08.2015г. изменить.
Исковые требования прокурора г.Тулы в интересах Анненковой Е.П. и ФИО1 и Силаева Р.В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Тулы предоставить Анненковой Е.П., ФИО1, Силаеву Р.В. во внеочередном порядке взамен признанного непригодным для проживания инвалида жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям к жилому помещению, в котором проживает инвалид, использующий кресло-коляску, в границах населенного пункта г.Тула, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В остальной части иск прокурора г.Тулы оставить без удовлетворения.
В остальной части апелляционную жалобу администрации г.Тулы оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.