Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,
при секретаре Волковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 27 июля 2016 года по иску Романова А.Н. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Романов А.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области (далее ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области) о признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований ссылался на те обстоятельства, что на протяжении длительного времени проживал и работал в различных зонах радиоактивного загрязнения: с 09.04.1985 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: Тульская область, Щекинский район, пос. Головеньковский, ул. Пчеловодов, д.1, кв.6, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с 16.10.2002 по 17.06.2013, а также с 24.10.2013 по 08.10.2014 работал в ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N91", расположенное в г.Плавске Плавского района Тульской области, по ул. Коммунаров, д.78, т.е. в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.ст.33, 34 Федерального закона N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С целью реализации своих пенсионных прав 02.06.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением N313-он от 14.06.2016 ему было отказано в назначение досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием права на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. Просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения, т.е. с 02.06.2016.
В судебном заседании истец Романов А.Н. и его представитель по ордеру адвокат Залуцкая О.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области по доверенности Дрындина Е.Л. исковые требования не признала, в связи с отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд постановилрешение, которым иск Романова А.Н. удовлетворил.
Признал за Романовым А.Н. право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.
Обязал ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области назначить Романову А.Н. досрочную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 02.06.2016.
В апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области по доверенности Проходцевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Романова А.Н., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона N400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона N166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 ст.13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно ст.10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного Суда РФ N403-О от 11.07.2006 при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР N237-р от 28.12.1991 утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным Перечнем пос. Головеньковский Щекинского района Тульской области был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в дальнейшем статус данного населенного пункта не менялся.
Постановлением Правительства РФ N1582 от 18.12.1997 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория г. Плавска Плавского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, в дальнейшем статус данного населенного пункта не менялся.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Романов А.Н., 01.06.1960 года рождения, с 09.04.1985 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: "адрес" т.е. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с 16.10.2002 по 17.06.2013, а также с 24.10.2013 по 08.10.2014 работал в ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N91", расположенное "адрес", т.е. в зоне проживания с правом на отселение.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истца, трудовой книжкой на имя Романова А.Н., справкой ОАО "ДЭПN91" от 29.11.2013.
В связи с чем, в силу положений п.7, 8 ст.13, ст.ст.33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 от 15.05.1991 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне с правом на отселение, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем 5 лет в общей сложности.
Таким образом, согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 от 15.05.1991 Романов А.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения на пять лет, а также то, что Романов А.Н. приобрел право выхода на пенсию по достижении возраста 55 лет, но обратился за назначением страховой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ N 1244-1 02.06.2016, суд первой инстанции в силу ст.22 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 правильно указал, что Романову А.Н. пенсия по старости должна быть назначена со дня обращения за ней, то есть со 02.06.2016.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того, что вред, причиненный в связи с проживанием и работой в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 27 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.