Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-270/2016 по административному исковому заявлению Ибрагим М., Ибрагим И.Н. к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Ибрагим М., Ибрагим И.Н. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, указав в обоснование заявленных требований на то, что Ибрагим М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1512 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Также совместно с Ибрагим И.Н. они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1335 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Полагают, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N в размере "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административных истцов как плательщиков налога.
В соответствии с отчетом ООО N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость принадлежащих административным истцам земельных участков с кадастровыми номерами N и N составляет "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно.
На основании изложенного административные истцы просили установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом ООО N от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Тульского областного суда от 04.08.2016 г. с учетом положений ст.41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, исключено из числа заинтересованных лиц.
Административные истцы Ибрагим М., Ибрагим И.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Ибрагим М. по доверенности Королева Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не оспаривает заявленные административными истцами требования и просит вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя административного истца Ибрагим М. по доверенности Королевой Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ибрагим М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1512 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами общественного питания (для строительства с последующей эксплуатации пиццерии), "адрес".
Ибрагим М. и Ибрагим И.Н. являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами общественного питания, "адрес".
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст. 400 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пп.6 п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если указанный порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Тульской области от 20.11.2014 N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Уставом муниципального образования город Новомосковск Тульской области, решением собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 N 17-3 (ред. 27.10.2015) "О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года на территории муниципального образования город Новомосковск введен налог на имущество физических лиц, в отношении которого установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тульской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты" рублей. Указанная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости - "данные изъяты" рублей за кв.м. на площадь данного земельного участка. Удельный показатель утвержден постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740. Аналогичным способом рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты" рублей.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеупомянутые земельные участки являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому исходя из его кадастровой стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутых объектов недвижимости административный истец обратился в ООО .
В соответствии с отчетом ООО N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость принадлежащих административным истцам земельных участков с кадастровыми номерами N и N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2015 N 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ИП К.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении ИП К. N от ДД.ММ.ГГГГ, отчет ООО N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость указанных земельных участков, определенная в отчете ООО N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованны, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость находящихся в собственности у административных истцов земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчете ООО N от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости названных объектов недвижимости рыночная стоимость находящихся в собственности административных истцов земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете об оценке, экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете ООО N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденная экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным экспертом ИП К., рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N, ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности названных документов, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете ООО N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденной экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным экспертом ИП К.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, заявленные Ибрагим М. и Ибрагим И.Н. требования подлежат удовлетворению к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 16, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с иском в суд - ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, исходя из положений глав 10, 25 КАС РФ, удовлетворение заявленных административными истцами требований сводится к реализации в судебном порядке права последних на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается участвующими в деле административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы, понесенные административными истцами в суде, относятся на административных истцов.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ибрагим М., Ибрагим И.Н. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1512 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами общественного питания (для строительства с последующей эксплуатации пиццерии), "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1335 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами общественного питания, "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости датой подачи Ибрагим М., Ибрагим И.Н. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости является день обращения указанных лиц в суд - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.