Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Оганесян Л.С., Фрид Е.К.
при секретаре Луневой К.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 сентября 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя Цыганковой И.В. - Савченковой М.В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 31 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Цыганковой И.В. удовлетворить частично.
Зачесть Цыганковой И.В. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, период работы с " ... " по " ... " в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации " ... " больницы N " ... ".
Зачесть Цыганковой И.В. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, период работы с " ... " по " ... " в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации " ... " больницы N " ... ".
Зачесть Цыганковой И.В. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью в календарном исчислении период с " ... " по " ... " нахождения на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы.
В удовлетворении остальной части исковых требований Цыганковой И.В. отказать".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыганкова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от " ... " ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не засчитаны в льготном исчислении (1:1,6) периоды ее работы в качестве медицинской сестры в хирургическом отделении " ... " больницы с " ... " по " ... ".
Периоды ее работы в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... ", медицинской сестры в " ... " с " ... " по " ... ", медицинской сестры-анестезиста реанимационного отделения " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... ", медицинской сестры-анестезиста реанимационного отделения " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... " необоснованно включены ответчиком в ее специальный стаж в календарном порядке.
Кроме того, из ее специального стажа исключены периоды ее работы медицинской сестры травматологического пункта с " ... " по " ... ", получения пособия по безработице с " ... " по " ... ", период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", период нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... " по " ... ".
Просила суд обязать ответчика произвести исчисление спорных периодов в порядке, указанном в исковом заявлении, назначить досрочную страховую пенсию по старости с " ... ".
Истица Цыганкова И.В., ее представитель Савченкова М.В. в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска - Ивахненко Е.А. иск не признала, суду пояснила, что отказ в назначении истице досрочной пенсии по старости является законным и обоснованным.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Цыганковой И.В. - Савченкова М.В. просит решение суда изменить, включив в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1:1,6) периоды ее работы с " ... " по " ... " в должности медицинской сестры травматологического пункта, с " ... " по " ... " в должности медицинской сестры в " ... ".
Указывает, что травматологический пункт, " ... " являются отдельными структурными подразделениями медицинского учреждения, относятся к отделениям хирургического профиля, что подтверждается ответом Областной больницы N " ... " " ... " от " ... ". Работая в указанных структурных подразделениях, Цыганкова И.В. участвовала в проведении хирургических операций, что сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками и неблагоприятным воздействием различного рода факторов.
Считает необоснованной ссылку суда на приказ Министерства здравоохранения РФ N 377 от 15.10.1999, поскольку спорные периоды работы истицы имели место до введения в действие указанного нормативного акта.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения Цыганковой И.В., ее представителя Савченковой М.В., поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
" ... " Цыганкова И.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в КАО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от " ... " N " ... " Цыганковой И.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Не были засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды работы (1 год работы как 1 год 6 месяцев):
- в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... ",
- в должности медицинской сестры в " ... " с " ... " по " ... ",
- в должности медицинской сестры-анестезиста реанимационного отделения " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... ",
- в должности медицинской сестры-анестезиста реанимационного отделения " ... " " ... " больницы N " ... " с " ... " по " ... ".
Указанные периоды засчитаны истице в календарном исчислении.
Кроме того, из ее специального стажа исключены периоды ее работы в должности медицинской сестры травматологического пункта с " ... " по " ... ", получения пособия по безработице с " ... " по " ... ", период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", период нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... " по " ... ".
Полагая решение пенсионного органа незаконным, Цыганкова И.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Цыганковой И.В. о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1:1,6) периодов работы Цыганковой И.В. с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", суд первой инстанции установил, что в указанные периоды истица работала в " ... " " ... " больнице N " ... " в должности медицинской сестры травматологического пункта и в должности медицинской сестры " ... ", осуществляла забор и хранение крови и ее компонентов, Цыганковой И.В. доказательств работы в стационарном отделении хирургического профиля больницы в оспариваемые периоды не представлено.
Представленная истицей справка Областной больницы N " ... " " ... " от " ... " N " ... " факт работы Цыганковой И.В. в исчислении спорных периодов 1:1,6 не доказывает, потому как основание выдачи таковой справки отсутствуют (л.д. " ... ").
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении к возникшим отношениям норм материального права.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона "О страховых пенсиях", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших пункте "б" части 1 статьи 12, статьях 81 и 83 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1, а также в подпункте 20 п. 1 статьи 30 утратившего силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок исчисления периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781; а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, среднему медицинскому персоналу независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом работа среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров засчитывается в специальный стаж за один год работы как один год и 6 месяцев.
Исходя из вышеуказанного законодательства, регулирующего правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку травпункты, " ... " " ... " больницы не поименованы в нормативных документах, работа истицы в должности медицинской сестры в указанных структурных подразделениях лечебного учреждения не подлежит зачету в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1:1,6).
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в судебных постановлениях.
Таким образом, льготное исчисление стажа - год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости с учетом льготного исчисления стажа, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и интенсивности выполняемой ими работы.
Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов ее работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в стаж в льготном исчислении (1:1,6), решение суда следует признать законным и обоснованным, в этой части оно отмене не подлежит.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось.
Льготно-уточняющая справка от " ... " N " ... ", представленная по запросу судебной коллегии Областной больницей N " ... " " ... " сведений о характере работы истицы в вышеуказанный спорный период в структурном подразделении хирургического профиля стационара также не подтверждает (л.д. " ... ").
Доводы, приведенные представителем Цыганковой И.В. - Савченковой М.В. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм вышеуказанного материального права.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Омска от 31 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Цыганковой И.В. - Савченковой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.