Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Красавиной Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 28.09.2016 дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Таврического районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Обязать ГУ Омское региональное отделение фонда социального страхования РФ произвести замену одной аккумуляторной батареи в инвалидном кресле-коляске с электроприводом модели "Армед N " ... "" на аккумуляторную батарею, предусмотренную паспортом и инструкцией по эксплуатации к креслу-коляске модели N " ... "".
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Реет С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ОРО ФСС РФ), индивидуальному предпринимателю Бакуменко В.Г. о возложении обязанности произвести замену аккумуляторных батарей в инвалидной коляске. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 1 группы, в сентября 2012 ответчиком ему предоставлена в пользование прогулочная кресло-коляска с электроприводом модели "Армед N " ... "". В октябре 2015 ИП Бакуменко В.Г. по договору с ответчиком произведена замена аккумуляторных батарей на кресле-коляске. После замены, с января 2016 года замененные аккумуляторные батареи стали быстро разряжаться в связи с низкой емкость. Реет С.А. он обратился в филиал N " ... " ГУ - ОРО ФСС РФ с заявлением о ремонте и досрочной замене кресла-коляски, поскольку быстрая разрядка аккумуляторных батарей существенно ограничивает его передвижение по территории Таврического дома-интерната. В замене кресла-коляски Реету С.А. было отказано со ссылкой на акт технической экспертизы от " ... ", заключение медико-технической экспертизы N " ... " от " ... ", в соответствии с которыми коляска является технически исправной и замене не подлежит. Полагая, что отказ ГУ-ОРО ФСС РФ является незаконным, Реет С.А. просил обязать ответчиков безвозмездно произвести замену аккумуляторных батарей в инвалидном кресле-коляске с электроприводом модели "Армед N " ... "".
Истец Реет С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ГУ-ОРО ФСС РФ по доверенности Хараджа С.С. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития РФ от " ... " N " ... " замена кресла-коляски с электроприводом осуществляется по окончании срока пользования. Срок пользования креслом-коляской у истца истекает только " ... ", в связи с чем, произвести замену кресла-коляски ранее указанного срока не представляется возможным. Исчерпание ресурса элементов питания АКБ, не является поломкой и не требует ремонта или замены самого изделия.
Ответчик ИП Бакуменко В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что между ним и ГУ-ОРО ФСС РФ заключен договор на осуществление работ по ремонту и обслуживанию оборудования для инвалидов. Подтвердил, что в октябре 2015 им были осуществлены работы по замене АКБ в кресле-коляске Реета С.А. На момент проверки " ... " установлено, что одна из батарей не держит заряд, в связи с чем батарея была возвращена поставщику для подтверждения производственного брака. В настоящее время АКБ по гарантии не заменена. Указывал на отсутствие своей вины.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Таврическому району Омской области Маласай Е.Ю. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку без аккумуляторных батарей кресло-коляску с электроприводом невозможно использовать инвалиду, а обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на Фонд социального страхования.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОРО ФСС РФ Лось А.Н, просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что исчерпание ресурса элементов питания, в том числе аккумуляторных батарей, не является поломкой, в связи с чем не влечет замену кресла-коляски с электроприводом. Указывает, что аккумуляторные батареи не предусмотрены Перечнем технических средств реабилитации, поэтому не подлежат замене за счет средств федерального бюджета.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ-ОРО ФСС РФ Федосееву О.П., поддержавшую жалобу, истца Реета С.А., возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы. Сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно п.п. 2 и 10 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:
- по истечении установленного срока пользования;
- при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
С " ... " полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области, осуществляет Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Реет С.А. является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой Бюро N " ... " - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области".
" ... " для Реета С.А. Бюро N " ... " - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" разработана индивидуальная реабилитации инвалида, в соответствии с которой " ... " Реету С.А. было предоставлено кресло-коляска с электроприводом прогулочное модели "Армед FS123GС-43" на 5 лет.
Судом установлено, что " ... " между ГУ-ОРО ФСС РФ и ИП Бакуменко В.Г. заключен договор N " ... " на выполнение работ по ремонту инвалидных кресел-колясок, по условиям которого ИП Бакуменко В.Г. обязался выполнять работы по ремонту инвалидных кресел-колясок для инвалидов с утратой функции опорно-двигательного аппарата по медицинским показаниям или на основании реестра получателей, сформированного заказчиком.
В октябре 2015 ИП Бакуменко В.Г. были осуществлены работы по замене аккумуляторных батарей кресла-коляски с электроприводом, используемой Реетом С.А.
" ... " Реет С.А. обратился в ГУ-ОРО ФСС РФ с заявлением о досрочной замене кресла-коляски с электроприводом прогулочного, ввиду невозможности дальнейшего его использования по причине быстрого разряда аккумуляторных батарей.
Согласно акту технической экспертизы кресла-коляски от " ... ", составленному ИП Бакуменко В.Г., кресло-коляска находится в технически исправном состоянии, ускоренный разряд аккумуляторов к техническому состоянию кресла-коляски отношения не имеет.
В соответствии с заключением медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации от " ... " N " ... " досрочная замена кресла-коляски с электроприводом нецелесообразна. Техническое состояние исправно. Указано, что смена аккумуляторных батарей не предусмотрена перечнем ТСР, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от " ... " N " ... "-р.
На основании изложенного, " ... " ГУ-ОРО ФСС РФ принято решение об отказе Реету С.А. в замене кресла-коляски с электроприводом прогулочного.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что быстрый разряд аккумуляторных батарей существенно ограничивает его передвижения по территории Таврического дома-интерната.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался факт ненадлежащего качества одной из двух аккумуляторных батарей, установленных на кресло-коляску в октябре 2015 года, однако замена данной аккумуляторной батареи ответчиками не была произведена.
Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, заключение экспертизы, невозможность использования кресла-коляски без аккумуляторных батарей, физическое состояние истца, который лишен возможности самостоятельного передвижения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что аккумуляторные батареи являются составной частью кресла-коляски и при наличии в них неисправностей подлежат замене.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности требований истца и невозможности осуществления замены аккумуляторных батарей за счет средств федерального бюджета, несостоятельны.
В судебном заседании ИП Бакуменко В.Г. подтвердил, что одна из двух установленных им аккумуляторных батарей на кресле-коляске Реета С.А. при нагрузке не держит заряд, в связи с чем аккумулятор был снят и направлен для установления факта заводского брака в г. Новосибирск.
Поскольку эксплуатация кресла-коляски без замены аккумуляторной батареи невозможна, то замену указанного элемента следует рассматривать как ремонт технического средства реабилитации, находящегося в эксплуатации у инвалида, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, оказание которой гарантировано государством.
Судебная коллегия также учитывает, что после вынесения решения Реету С.А. была предоставлена другая аккумуляторная батарея взамен изъятой.
Таким образом, решение суда, в целом, соответствует нормам материального права, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, постановлены при надлежащей оценке доказательств, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, в резолютивной части решения указано на необходимость установки на красло-коляску истца аккумуляторной батареи только определенной модели - FS123GС-43. Однако исковое заявление не содержит указания на конкретную модель аккумуляторной батареи.
В связи с этим судебная коллегия полагает возможным уточнить резолютивную часть решения, не изменяя ее содержания по существу спора, указав на необходимость замены аккумуляторной батареи на иную, подходящую по характеристикам для использования в данной модели кресла-коляски.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таврического районного суда Омской области от 19.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в следующей редакции:
"Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации произвести замену одной аккумуляторной батареи в инвалидном кресле-коляске с электроприводом модели "Армед FS123GС-43" на аккумуляторную батарею, подходящую по характеристикам для использования в данной модели кресла-коляски".
Председательствующий
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.