Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Астапчук Р.В.
и судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Буденчук А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Таранина В. Е. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 9 августа 2016 года об отказе в удовлетворении его исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муромцевском районе Омской области о перерасчете страховой пенсии по старости,
установила:
Таранин В.Е. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области о перерасчете пенсии, в обоснование указывая, что решением ответчика от 04.07.2016 ему отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.18 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку сведения о заработной плате, отраженные на его индивидуальном лицевом счете, не соответствуют сведениям архивной справки. Считает, что ЗАО "Гражданпромстрой" направило в Пенсионный фонд недостоверные сведения о доходе, учитываемом при назначении трудовой пенсии, а именно: за сентябрь 2001 года - " ... " (фактически начислений не было), за октябрь 2001 года - " ... " (фактически начислено " ... "), за ноябрь 2001 года - " ... " (фактически начислено " ... ") и за декабрь 2001 года - " ... " (фактически начислено " ... " заработная плата + " ... " компенсация + " ... " компенсация). Заработная плата за другие периоды не оспаривается. ЗАО "Гражданпромстрой", в котором он работал, ликвидирована в 2010 году. Считает решение ответчика незаконным, противоречащим правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 10.07.2007 N 9-П. Просил обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости со дня назначения пенсии с 16.02.2016, исходя из заработка в соответствии с архивной справкой.
В судебном заседании истец Таранин В.Е. требования иска поддержал.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области Манихина Л.В. иска не признала, пояснила, что истец застрахован в системе государственного пенсионного страхования 08.08.2000. Размер пенсии истца был исчислен исходя из размеров доходов за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного учета). В перерасчете пенсии было отказано в связи с несоответствием сведений о заработной плате, отраженных на индивидуальном лицевом счете, сведениям по архивной справке. Дополнение лицевого счета сведениями о заработной плате по ликвидированным предприятиям законодательством не предусмотрено.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит Таранин В.Е., полагая, что суд необоснованно оставил без внимания представленные им архивные справки, подтверждающие его доход в 2001 году и содержащие сведения о сумме ежемесячного заработка и размере удержанного подоходного налога. Оснований не доверять указанным справкам не имеется. Предоставление работодателем недостоверных сведений о размере его заработной платы, неосуществление ответчиком контроля за достоверностью представленных работодателем сведений не может являться причиной нарушения его прав при определении суммы его пенсии. Указывает, что с 2006 года, еще до ликвидации ЗАО "Гражданпромстрой", обращался в пенсионный орган за разъяснением о времени ухода на пенсию, величине пенсии и иным вопросам, связанным с пенсионным обеспечением, где его заверили, что с учетом его стажа и размера заработной платы размер пенсии будет более " ... ".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области постановленное решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. При этом указывается на отсутствие в представленных истцом архивных справках сведений о суммах выплат (дохода), на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.79-81), в судебное заседание не явился представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области, в направленном в суд апелляционной инстанции заявлении просили рассмотреть дело без его участия. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Таранина В.Е., его представителя Фитина В.Н., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
По смыслу ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
С 01.01.2015 страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
При этом, в силу положений ч.3 ст.36 названного закона в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, продолжают применяться нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие исчисление размера трудовых пенсий.
В соответствии с п.12 ст.30 названного ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного ФЗ, то есть до 01.01.2012.
Пунктом 3 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрен учет при оценке пенсионных прав застрахованных лиц среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно подп.2 п.1 ст.30.3 названного Закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего ФЗ при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно п.70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г., подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па на основании п.2 ст.18 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 26 указанного Перечня предусмотрено подтверждение среднемесячного заработка застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001г.г. выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, при назначении пенсии истцу пенсионным органом были проанализированы сведения его индивидуального персонифицированного учета за 2000-2001г.г. и представленные истцом справки о заработной плате за иной период, в результате чего при расчете пенсии использовано максимальное соотношение по заработной плате 1,077 полученное по данным персонифицированного учета за 2000-2001г.г.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица Таранина В.Е. видно, что плательщик страховых взносов ЗАО "ГПС" предоставил в ПФР следующие сведения о заработке истца: за период с сентября по декабрь 2001 года: сентябрь - " ... ", октябрь - " ... ", ноябрь - " ... ", декабрь - " ... " (л.д.21 оборот).
Согласно представленным архивным справкам и копиям расчетных листков, заверенных архивной организацией, Таранину В.Е. в спорный период с сентября по декабрь 2001 года начислялась заработная плата в следующих размерах: сентябрь - начисления отсутствуют, октябрь - " ... ", ноябрь - " ... ", декабрь - " ... ", в том числе компенсация - " ... " и " ... ".
Вопреки доводам жалобы, представленная Тараниным В.Е. архивная справка о размере заработка в 2001 году основанием для перерасчета пенсии служить не может, поскольку возможность подтверждения размера среднемесячного заработка справками архивных организаций предусмотрена только в отношении периодов до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая, что истец был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 08.08.2000, среднемесячный заработок за период с сентября по декабрь 2001 года может быть подтвержден только выпиской из индивидуального лицевого счета.
Относительно доводов истца о недостоверности отраженных в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведений судебная коллегия отмечает следующее.
В ст.5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" указано, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ (п.1 ст.8 названного ФЗ)
Согласно абз.4 ст.14 названного ФЗ застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, включая его Правление, либо в суд.
В соответствии с п.40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (ред. от 30.01.2014), территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно п.41 названной инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда РФ, утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 14.12.2005 N 246п.
Данный порядок регулирует порядок корректировки либо уточнения сведений персонифицированного учета только в части сведений о трудовом (страховом) стаже до 01.01.2002, но не сведений о заработной плате работника.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм, с учетом утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19па п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", следует, что возможность корректировки заработной платы в части периодов, имевших место до 01.01.2002, ими не предусмотрена.
Таким образом, дополнение (уточнение) лицевого счета застрахованного лица в случае ликвидации страхователя возможно на основании справок архивных организаций лишь в отношении среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в период до 01.01.2002, до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, в данном случае до 08.08.2000.
При этом, в материалах дела не имеется данных об обращении истца в порядке абз.4 ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, с заявлением об исправлении указанных сведений в ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области, в том числе в период до 03.11.2010 (дата снятия страхователя ЗАО "Гражданпромстрой" с учета в связи с ликвидацией). В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельное указание апеллянта на обращение к ответчику в более ранний период (с 2006 года) по вопросу о величине будущей пенсии, и о вине ответчика в неосуществление контроля за достоверностью представленных работодателем сведений.
При изложенном, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Тараниным В.Е. требований о перерасчете пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется (ч.6 ст.330 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Муромцевского районного суда Омской области от 9 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.