Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей Иванова А.Ф., Перминова П.В.,
при секретаре Зверевой Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" Мягких Д.К., представителя ответчика Министерства обороны РФ Миронова М.А. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 27 апреля 2016 года по иску военного прокурора Брянского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", войсковой части 41495 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению финансирования и проведения капитального ремонта.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., возражения прокурора Лавокина Я.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", войсковой части 41495, выразившегося в непринятии мер по проведению капитального ремонта недвижимого имущества - здания детского сада N "Теремок" расположенного по адресу: "адрес"; обязании Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", войсковой части 41495 обеспечить организацию и финансирование проведения капитального ремонта здания детского сада N "Теремок", путем совершения действий в рамках полномочий каждого из ответчиков; обязании Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации включить в титул капитального ремонта здание детского сада N "Теремок" на 2016 год.
В обоснование исковых требований истец указал, что военной прокуратурой Брянского гарнизона в связи с поступившим обращением Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности федеральной собственности в части организации капитального ремонта.
ФГДОУ МО РФ детский сад N "Теремок", расположенный в "адрес" находится в федеральной собственности, проведенной прокурорской проверкой выявлены нарушения требований законодательства, в течение значительного периода времени не осуществлялся ремонт помещения детского сада, нарушены санитарные правила и нормы, не в полном объеме осуществляется медицинское обслуживание детей.
В соответствии с требованиями Министра обороны N 205/2/815 от 21.12.2012 Департаменту государственного заказчика капитального строительства Минобороны РФ надлежало включить детские сады, находящиеся в аварийном состоянии, в титульный список капитального ремонта в 2013 году. Однако до настоящего времени это не сделано.
Данные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны должностных лиц.
Непринятием (бездействием) ответчиками мер по организации и проведению капитального ремонта здания детского сада "Теремок" ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (работников, посетителей и детей), чем нарушают их конституционные права, в том числе право на жизнь и охрану жизни и здоровья.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 27 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Миронов М.А. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права. В апелляционной жалобе представитель ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" Мягких Д.К. так же просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятое в отношении ненадлежащих ответчиков, поскольку не является собственником спорного объекта недвижимости. Департамент строительства Минобороны не является юридическим лицом и не обладает гражданской правоспособностью, а, следовательно, не может быть ответчиком по настоящему делу. Судом не привлечено к участию в деле ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, у которого в оперативном управлении состоит спорный объект недвижимости и которое несет обязанности по его содержанию. При таких обстоятельствах, вынесенное судом решение будет неисполнимо.
В возражениях на апелляционные жалобы военный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции не был поставлен на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о привлечении к участию в деле ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, которому указанное недвижимое имущество передано на праве оперативного управления и состоит на балансе, и не привлечено к участию в деле юридическое лицо войсковая часть 25969 - структурным подразделением которого, является войсковая часть 41495, не являющаяся юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Рассмотрение судом первой инстанции настоящего гражданского дела без привлечения ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России и войсковой части 25969 к участию в деле в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного постановления.
По изложенным причинам определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 сентября 2016 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В качестве соответчиков привлечены к участию в деле ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России и войсковая часть 25969.
В судебном заседании прокурор Лавокин Я.Ю. поддержал исковые требования, уточнив их, просил признать незаконным бездействие ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, и войсковой части 25969 связанное с непринятием мер по капитальному ремонту детского сада N "Теремок" и обязать указанные органы в шестимесячный срок выполнить мероприятия по капитальному ремонту детского сада. При этом судебной коллегией приняты новые доказательства, представленные истцом.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как разъяснено в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в целях вынесения законного и обоснованного судебного постановления по делу при переходе суда апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, подлежат принятию, исследованию и оценке все относимые и допустимые доказательства независимо от причин их непредставления в суд первой инстанции.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, возражений на них, исследовав материалы дела, новые доказательства, представленные истцом в апелляционную инстанцию, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия установила, что на территории "адрес" расположен ФГДОУ МО РФ детский сад N "Теремок". Войсковая часть не является юридическим лицом, а является структурным подразделением войсковой части 25969.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2014 собственником здания детского сада площадью "данные изъяты", расположенного в "адрес" является Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом з пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.08.2012 N 2265 "Об осуществлении функций и полномочий учредителя федеральных государственных учреждений и прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации" Департаменту имущественных отношений Министерства обороны предписано выполнять осуществление прав собственника имущества.
Здание детского сада закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3, 6 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ.
Согласно п. 27 Устава на данное учреждение возложено осуществление прав владения и пользования имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с заданием собственника и назначением имущества.
Согласно отчету о результатах технического обследования детского сада N, расположенного в "адрес", проведенного в 2010 году ООО "Брянскгражданпроект-сервис", техническое состояние части строительных конструкций ограниченно работоспособное, либо недопустимое. Техническое состояние здания детского сада в целом - ограниченно работоспособное, фундаментов и наружных стен по оси Д - недопустимое. В ходе технического обследования установлено, что проведение капитального ремонта необходимо выполнить в кратчайшие сроки. До проведения капитального ремонта часть здания (блок А в осях 1-3 и Д-К) не эксплуатировать.
Судебная коллегия полагает, что необходимость капитального ремонта указанного объекта подтверждается данным заключением.
Данное заключение никем не оспорено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, состояние здания детского сада нарушает права детей дошкольного возраста на нормальные условия проживания и обучения, неосуществление ремонта здания может привести к неблагоприятным последствиям, и негативно отразиться на жизни и здоровье детей.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник, в данном случае Министерство обороны РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, и обязанность по проведению капитального ремонта данных объектов недвижимости.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
Учитывая, что детский сад передан в оперативное управление ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, то названное учреждение несет ответственность за содержание вышеуказанной недвижимости, в том числе за организацию его капитального ремонта.
Согласно целям создания ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ и выполнения им возложенных на него обязанностей в силу ст. ст. 210 и 216 ГК РФ в их взаимосвязи, данное учреждение несет ответственность за содержание вышеуказанного детского сада, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту детского сада.
При изложенных выше обстоятельствах, надлежащим ответчиком по исковым требования военного прокурора является названное учреждение.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что необходимо возложить обязанности по проведению капитального ремонта на юридическое лицо - воинскую часть 25969, поскольку структурное подразделение воинская часть 41495, на территории которой расположен детский сад, не является юридическим лицом, соответственно, не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, утвержденным начальником Генерального штаба вооруженных Сил РФ 19.12.2011, тактико-техническое задание на капитальное строительство, реконструкцию (капитальный ремонт) разрабатывается воинской частью совместно с балансодержателем, в интересах которого это здание, сооружение или объект функционирует, при этом составляется акт технического состояния здания (т. 2 л.д. 107-125).
При таких обстоятельствах, когда на ответчиков - ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ и воинскую часть 25969, возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества - детского сада в надлежащем состоянии, истцом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии неудовлетворительного состояния детского сада, что может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц (работников, посетителей и детей), объем работ, необходимый для проведения капитального ремонта детского сада в соответствии с требованиям ГОСТ, может быть определен ответчиками самостоятельно на основании алгоритма взаимодействия органов военного управления и войск в интересах принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, утвержденного начальником Генерального штаба вооруженных Сил РФ 19.12.2011.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований военного прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд может определить порядок и сроки исполнения решения.
С учетом названной нормы закона, требований разумности, с учетом алгоритма взаимодействия органов военного управления и войск в интересах принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, судебная коллегия считает необходимым установить для ответчиков срок исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубровского районного суда Брянской области от 27 апреля 2016 года - отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 25969, связанное с непринятием мер по капитальному ремонту детского сада N "Теремок", расположенного в "адрес"
Обязать ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и войсковую часть 25969 в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по капитальному ремонту указанного детского сада в соответствии с алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, утвержденным начальником Генерального штаба вооруженных Сил РФ 19.12.2011.
Председательствующий Т. И. Зубкова
Судьи А. Ф. Иванов
П. В. Перминов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.