Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя Касьянова М.А. по доверенности " Ф.И.О. "3 на решение судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06 июля 2016 г.,
установил:
постановлением начальника Лабинского межрайонного отдела управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и " ... " по делу об административном правонарушении " ... " от " ... " (далее также - административный орган) должностное лицо - управляющий директор ООО " " ... "" Касьянов М.А. признан виновным в совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, управляющий директор ООО " " ... "" Касьянов М.А. обратился в Новокубанский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06 июля 2016 г. постановление административного органа по делу об административном правонарушении " ... " от " ... " оставлено без изменения, жалоба управляющего директора ООО " " ... "" Касьянова М.А. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Касьянова М.А. по доверенности " Ф.И.О. "3 просит постановление административного органа по делу об административном правонарушении " ... " от " ... " и решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06 июля 2016 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя Касьянова М.А. по доверенности " Ф.И.О. "3, представителя административного органа по доверенности " Ф.И.О. "4, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и к виду разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции с рентабельностью не ниже среднекраевого уровня рентабельности по каждому виду продукции за предыдущий год способами, обеспечивающими сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, в том числе не допускать сжигания послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором государственного земельного надзора Лабинского межрайонного отдела управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея " Ф.И.О. "5 " ... " в 13 часов 40 минут при проведении административного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... ", расположенного в " ... ", в границах плана к-з " " ... "", северная окраина " ... ", обнаружена свалка твердых бытовых отходов.
Согласно выписки из ЕГРП от " ... " " ... " правообладателем земельного участка является ООО " " ... "".
В рамках проведения внеплановой выездной проверки, согласованной прокурором " ... ", совместно с экспертом ФГБУ "Краснодарская МВЛ" в присутствии управляющего директора ООО " " ... "" Касьянова М.А. " ... " в 13 часов 20 минут были отобраны образцы почв для исследования на соответствие требованиям ПДК химических веществ в почве ГН 2. " ... "-06, осмотр и фотосъемка земельного участка.
Согласно результатам исследований от " ... " " ... "е-12е выявлено превышение допустимых концентраций цинка и свинца в почве. При норме не более 23,0 мг/кг по химико-токсикологическим показателям в образце 1 " ... "-л (сейф пакет 0076864) содержание цинка 131 мг/кг. При норме не более 6,0 мг/кг по химико-токсикологическим показателям содержание свинца в образце " ... " составляет 41 мг/кг, а образце " ... " " ... "-л (сейф пакет 0076865) содержание цинка 9,4 мг/кг, что свидетельствует о загрязнении земельного участка и невыполнении правообладателем земельного участка с кадастровым номером " ... " установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Общая площадь нарушенных земель " ... " га.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
Согласно ст. 12 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" агрохимическое обслуживание земель сельскохозяйственного назначения осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 14 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 ГОСТ 17.3.4.04-85 от 17 декабря 1985 г. N 4046 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.
Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов; использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения; включение в проекты на новые предприятия и технологические линии очистных сооружений от всех загрязняющих почву компонентов; утилизация и захоронение выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв; транспортирование и хранение пестицидов в соответствии с ГОСТ 14189-81.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли.
Таким образом, общество должно выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанными Законами, обеспечивать улучшение и восстановление земель выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия в процессе производства сельскохозяйственных культур.
Касьянов " Ф.И.О. "7 является управляющим директором ООО " " ... "", которая на момент проверки осуществлял руководство деятельностью ООО " " ... "". Однако, в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по осуществлению контроля за исполнением норм вышеуказанных Законов управляющий директор ООО " " ... " Касьянов М.А. допустил указанные в результате проверки нарушения, что является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Соответственно, он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ООО " " ... "" функций по исполнению выше указанного законодательства.
Вина должностного лица - управляющего директора ООО " " ... "" Касьянова М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно, постановлением по делу об административном правонарушении " ... " от " ... ", актом административного обследования объекта земельных отношений от " ... ", фототаблицей, актом проверки юридического цвета " ... " от " ... ", протоколом об административном правонарушении " ... " от " ... ", протоколом отбора проб почвы от " ... ", результатом исследований по экспертизе " ... " от " ... ", предписанием об устранении выявленных нарушений от " ... ", оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкций статьи.
Постановление административного органа " ... " от " ... " вынесено в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы жалобы о том, что Касьянов М.А. не является субъектом (должностным лицом) по делу об административном правонарушении, подлежащим привлечению к административной ответственности, являются несостоятельными.
В соответствии с примечанием статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с главой 9 Устава ООО " " ... "" единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор. Генеральный директор выдает доверенности на право представительства от имени общества.
Приказом ООО " " ... "" от " ... " о переводе исполнительного директора ООО " " ... "" Касьянова М.А. переведен на должность управляющего директора ООО " " ... "".
Согласно доверенности " ... " от " ... " выданной ООО " " ... "" Касьянову М.А. в которой Касьянов М.А. уполномочен представлять общество перед федеральными службами любых министерств и ведомств Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), а также осуществляет текущее управление деятельностью Общества и производственными процессами, с правом дачи обязательных для исполнения устных и письменных распоряжений работникам.
Таким образом, Касьянов М.А. совершает организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции общества, следовательно, является должностным лицом, подлежащий привлечению к административной ответственности.
Заявитель жалобы указывает на то, что указанные сведения в административном материале при проверки административным органом не соответствуют действительности, обстоятельства искажены и основаны на неверных выводах, что в протоколе отбора проб почвы от " ... " прописаны замечания Касьянова М.А., который присутствовал при проверке и не были приняты во внимание государственным инспектором.
При этом Касьянов М.А. имел право на момент собирания проб почвы дополнительно собирать пробы почвы для проведения независимой эксперты и сравнения их в будущем, чего им сделано не было.
Также заявитель жалобы указывает на нарушение административным органом территориальности рассмотрения дела.
Согласно ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как следует из материалов административного органа, проверка проводилась Лабинским межрайонным отделом ветеринарного и фитосанитарсного надзора ( " ... "), данным отделом проводилось административное расследования, в связи, с чем доводы жалобы безосновательны.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение судьи и постановление административного органа являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
В этой связи, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06 июля 2016 г. оставить без изменения, а жалобу представителя Касьянова М.А. по доверенности " Ф.И.О. "3 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.