Судья Краснодарского краевого суда Перова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО "Стройпожторг" Петручик С.Л. на решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2016 года,
установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела - заместителя главного государственного санитарного врача по городу-курорту Геленджику от 14.05.2015 года " ... " ООО "Стройпожторг" (далее - Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Геленджикского городского суда от 19 июля 2016 года постановление заместителя начальника территориального отдела - заместителя главного государственного санитарного врача по городу-курорту Геленджику от 14 мая 2015 года " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стройпожторг" оставлено без изменения, а жалоба ООО "Стройпожторг", - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, директор ООО "Стройпожторг" Петручик С.Л. просит решение судьи отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения директора ООО "Стройпожторг" Петручик С.Л., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В ст. 1 Федерального закона от 30 марта N2-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта N2-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, установленные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, из которых к I классу относятся чрезвычайно опасные отходы (статья 4.1 Закона об отходах).
В силу пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 названного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В целях реализации указанных предписаний, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 сентября 2011г. N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок).
Порядок устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе (пункты 1 и 2).
В свою очередь, ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка).
Пункт 9 Порядка определяет, что конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе, в которой одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ФККО, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014г. N 445, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности, то есть к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Пункт 2 Правил содержит определения понятий, используемых в Правилах, в частности, под "отработанными ртутьсодержащими лампами" понимаются ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента; "потребители ртутьсодержащих ламп" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; "тара" - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Правилами предусмотрено: юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами (п. 3).
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару (п. 7).
Для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды (п. 11).
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14).
Пунктом 9 Правил установлено, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Из материалов дела усматривается, что 27 апреля 2015 года в 11 часов 25 минут в ходе плановой проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО "Стройпожторг", офисные и производственные помещения которого расположены по адресу: " ... ", установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления: образовавшиеся отходы (код раздела по ФККО 3 07 000 00 00 0) печати в полиграфической деятельности, послепечатной обработки печатной продукции, химических реактивов от допечатных процессов, фиксажные растворы и т.д. в виде: люминесцентные лампы в количестве 8единиц фирмы " ... " хранятся в цокольном помещении мастерской наружной рекламы в картонном ящике без закрывающейся крышки; пленка от производства рекламных изделий хранится в картонном ящике; тара из-под лакокрасочных материалов " ... " хранится на 2-м этаже цеха печати и резки печатной продукции, специально выделенное помещение не представлено; не обеспечены условия хранения отходов; не представлена инструкция по организации сбора, накопления, размещения отработанных люминесцентных ламп; не назначены ответственные лица за обращение е указанными отходами; отсутствует специально оборудованное место для хранения опасных отходов; условия сбора и накопления отходов не определены классом опасности отходов, способом упаковки и не отражены в техническом регламенте (инструкции); не обеспечены условия хранения отходов, что является нарушением п.З, п.7, п. 11, п. 14 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010г. N 681, ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.3, п.3.6, п.3.4, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 2.4 СП. 2.2.2.1327-03, не представлены документы (договор), подтверждающие утилизацию (вывоз) опасных отходов силами специализированных организаций, нарушение п.З. 19 СанПиП 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Класс опасности отходов не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический контроль, нарушение п. 2.9, п.2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсических отходов производства и потребления".
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии, с которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения ООО "Стройпожторг" требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, а также принятия всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО "Стройпожторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьи.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего административного законодательства и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы судьи городского суда.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного, судья вышестоящего суда считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
При рассмотрении дела вышестоящим судом не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения судьи первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2016 года оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Стройпожторг" Петручик С.Л. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.